GAZ-21.SU — Общесоюзный клуб волговодов


Стеклоочиститель и приспособление для обмыва ветрового стекла

Стеклоочиститель

Для очистки ветрового стекла от атмосферных осадков на автомобиле установлен стеклоочиститель СЛ118 с электрическим приводом на две щетки.

Стеклоочиститель (рис. 231) состоит из электродвигателя МЭ221-Б с встроенным редуктором, концевого выключателя, основания, рычажной системы, щеток и биметаллического предохранителя.



Управление стеклоочистителем осуществляется специальным переключателем, расположенным на панели приборов. Переключатель имеет три положения: выключено, малая скорость и большая скорость.

Электродвигатель стеклоочистителя с системой приводных рычагов расположен под панелью приборов и прикреплен к кузову через специальный кронштейн болтами. Число оборотов электродвигателя изменяется включением и выключением дополнительного сопротивления, которое соединено с обмоткой возбуждения электродвигателя последовательно.

Вращательное движение якоря электродвигателя передается шестерне редуктора. С осью шестерни редуктора связана рычажная система, через которую щетки получают возвратно-поступательное движение.

После выключения переключателя электродвигатель сразу не выключается, и щетки продолжают двигаться по стеклу до тех пор, пока не дойдут до крайних нижних положений. В этот момент концевой выключатель 11, расположенный на корпусе редуктора и работающий параллельно основному переключателю, с помощью контактного диска 18 и контакта 39 разомкнет цепь питания. После этого двигатель выключится, и щетки остановятся у нижнего уплотнителя ветрового стекла.

Техническая характеристика стеклоочистителя

Тип стеклоочистителяСЛ118
Номинальное напряжение в В12
Число двойных ходов в минуту на скорости:

малой

большой


27

45

Усилие прижатия щеток к стеклу в Г350-450
Размах щеток по смоченному стеклу в град87±5
Потребляемый ток в А4,2

Уход за стеклоочистителем

Через каждые 6000 км пробега автомобиля необходимо смазать все трущиеся поверхности рычагов и осей стеклоочистителя приборным маслом МВП (ГОСТ 1805-51), добавляя по 5-8 капель в каждую точку.

Оси, на которых установлены рычаги щеток, надо смазывать через отверстие в круглой облицовочной гайке.

Следует помнить, что во избежание порчи ветрового стекла нельзя включать стеклоочиститель при наличии на стекле сухой пыли и грязи. Стекло необходимо предварительно очистить влажной мягкой тряпкой.

Если по какой-либо причине сняты щетки стеклоочистителя, то на концы рычагов рекомендуется надеть кусочки резиновой трубки. Не рекомендуется поворачивать рычаги щеток рукой, так как при этом они могут быть смещены, а также поднимать рычаг на максимально допустимые углы во избежание растяжения пружины рычага.

Резиновая щетка стеклоочистителя должна быть эластичной, прямолинейной и не иметь изъянов на прилегающей к стеклу кромке (по всей длине). При этих условиях щетка должна вытирать обильно смоченное стекло не более чем за 5-10 двойных ходов на малой скорости.

При необходимости установку щеток надо производить следующим образом:

1. Снять рычаги щеток с осей.

2. Включить стеклоочиститель и через 1-2 мин выключить.

3. Установить рычаги со щетками так, чтобы щетки располагались вдоль нижнего уплотнителя стекла, но не касались его. В таком положении рычаги закрепить.

4. Включить стеклоочиститель. При работе щетки не должны касаться уплотнителя, и после выключения они должны останавливаться в нижнем положении.

Если щетки ударяются об уплотнитель или после выключения останавливаются слишком высоко, то необходимо немного изменить установку рычагов, переставив их на оси.

Основные неисправности стеклоочистителя и способы их устранения

Причина неисправностиСпособ устранения
При включении стеклоочиститель не работает
1. Зависание щеток или подгорание коллектора якоря электродвигателя1. Снять стеклоочиститель, разобрать электродвигатель и устранить неисправность
2. Срабатывает предохранитель вследствие заклинивания рычагов, заедание в редукторе или неисправности электродвигателя2. Найти причину и устранить неисправность
3. Неисправность предохранителя3. Найти причину неисправности предохранителя, устранить ее или заменить предохранитель
4. Износ червячной шестерни редуктора4. Заменить изношенную шестерню
5. Ненадежное соединение переключателя с массой5. Обеспечить надежное соединение переключателя с массой
Во время работы щетки ударяют о детали кузова
Неправильно установлены рычагиИзменить установку рычагов
Неправильное положение щеток после выключения стеклоочистителя
Неправильно установлены рычаги или концевой выключательУстановить рычаги щеток, как указано в разделе «Уход за стеклоочистителем». Подрегулировать концевой выключатель
Стеклоочиститель работает только на одной скорости
Неисправность сопротивления или переключателяЗаменить неисправное сопротивление или переключатель

Приспособление для обмыва ветрового стекла

В осенне-весенние периоды года при движении автомобиля по грязным дорогам ветровое стекло может забрызгиваться встречными и впереди идущими автомобилями грязью. Видимость дороги при этом существенно ухудшается.

Для ускорения очистки стекла кроме стеклоочистителя на автомобиле «Волга» установлено приспособление для обмыва. Это приспособление (рис. 232) состоит из диафрагменного насоса 11 с ножным приводом, установленного на наклонной части пола с левой стороны; съемного водяного бачка 2 с резьбовой пробкой, расположенного под капотом на левом брызговике крыла; впускного и выпускных резиновых шлангов 9 и 10 и жиклеров.



Насос 11 состоит из корпуса 15 и крышки 14, между которыми зажата резиновая диафрагма 17. В корпусе насоса имеются три наконечника для впускного и двух выпускных шлангов. Между основанием корпуса и диафрагмой размещена коническая пружина насоса, опирающаяся на диафрагму через колпачок. Через втулку крышки насоса проходит шток 13 в сборе с колпачком, опирающимся на диафрагму с противоположной стороны. На свободный конец штока при помощи запорной скобы 19 установлена педаль.

На верхней панели передней части кузова при помощи гайки и шайб закреплены два выпускных жиклера. В каждом жиклере размещен выпускной шариковый клапан.

Направление вытекающей струи регулируют поворотом жиклера, для чего ослабляют его винт. После окончания регулировки винт жиклера надо затянуть.

Приспособление работает следующим образом. При нажатии ногой на педаль насоса диафрагма, перемещаясь, сокращает объем камеры насоса. Сжатый воздух направляется по шлангам к жиклерам и к впускному клапану, помещенному в бачке на конце впускного шланга. Под давлением сжатого воздуха шарик впускного клапана перекрывает отверстие, и воздух, поджимая клапаны жиклеров, выходит через отверстия в атмосферу.

При снятии ноги с педали насоса диафрагма под действием пружины возвращается в первоначальное положение, вследствие чего в камере насоса создается разрежение. При этом клапаны жиклеров закрываются, впускной клапан открывается и вода из бачка по впускному шлангу поступает в камеру насоса. При повторном нажиме на педаль насоса впускной клапан закрывается и вода вытекает под давлением из отверстий жиклеров.

В процессе эксплуатации автомобиля за приспособлением для обмыва ветрового стекла особого ухода не требуется. При наступлении заморозков воду из приспособления следует удалить.

Возможные причины неисправностей в работе приспособления следующие:

1. Засорение жиклеров и впускного клапана с фильтром. В этом случае надо снять жиклеры, отвернув винты, вынуть из корпуса жиклеры и уплотнительные шайбы. Отъединить от шланга впускной клапан. Тщательно промыть и прочистить детали жиклера, впускного клапана и его фильтр. Продуть детали сжатым воздухом, после чего собрать и установить на место. Промыть бачок и заполнить его чистой водой.

2. Нарушение герметичности шлангов в местах их присоединения к наконечникам насоса и к жиклерам. Для устранения неисправности нужно сменить шланги или обрезать и удалить поврежденные в результате старения резины концы шлангов.

3. Повреждение диафрагмы насоса. В этом случае следует разобрать насос и сменить диафрагму.