GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Колеса и шины

На автомобиле установлены штампованные колеса с шинами низкого давления размером 6,70—15. Колесо имеет профилированный обод, приваренный к штампованному диску. Средняя часть колеса закрыта хромированным колпаком, надетым на три выступа на диске колеса.

На автомобиле могут быть установлены шины как с камерами, так и бескамерные.

Бескамерные шины имеют некоторые преимущества перед шинами с камерами. Основное преимущество — значительно большая надежность. Мелкие гвоздевые проколы не нарушают герметичность этой шины. Ремонт мелких проколов может быть произведен без снятия шины с колеса.

Уход за шинами

Срок службы шин в большой мере зависит от правильной эксплуатации их. Необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации и хранения шин.

Ежедневно перед выездом обязательно надо проверять состояние шин и давление воздуха в них (давление должно быть равно 1,7 кГ/см²). При продолжительных поездках с увеличенной нагрузкой и на повышенных скоростях (свыше 100 км/ч) рекомендуется увеличивать давление в шинах до 2 кГ/см². Проверять давление нужно в холодных шинах. Необходимо также проверить, имеются ли колпачки у вентилей, и надежность их крепления.

Во время движения нужно следить за давлением в шинах по поведению автомобиля на дороге. При возникновении так называемого увода следует немедленно остановить автомобиль и осмотреть шины. Езда при пониженном давлении в шинах, даже на самые малые расстояния, приводит к порче шин. Тем более недопустимо ездить на спущенных шинах.

Необходимо учитывать, что во время движения шины нагреваются, температура находящегося в них воздуха повышается, и давление в шинах при этом неизбежно увеличивается. Поэтому никогда не следует уменьшать давление до рекомендуемого в нагревшихся шинах, выпуская из них воздух.

Удачная конструкция подвески автомобиля и низкое расположение центра тяжести позволяют делать повороты на довольно больших скоростях, а конструкция тормозов обеспечивает высокую эффективность торможения; однако во избежание повышенного износа шин необходимо скорость перед поворотом снижать, а торможение производить плавно.

Следует избегать задевания боками покрышек за края тротуара, камни и другие предметы, а также переезда впадин или резко выступающих предметов (рельсы, трубы, канавки на переездах и т. п.) на высоких скоростях, так как это может привести к порче шин.

Цепи противоскольжения рекомендуется надевать только при действительной необходимости и при первой же возможности их немедленно снимать. Движение с цепями по твердым дорогам недопустимо, так как это портит шины.

Через каждые 3000 км пробега следует переставлять шины в порядке, указанном на рис. 116. При этом надо использовать запасную шину,



Место стоянки автомобиля должно быть сухим и чистым, ни в коем случае не загрязненным нефтепродуктами. При обслуживании и заправке автомобиля нужно избегать попадания на шины масла и бензина, так как это приводит к порче шин. После работы надо проверить состояние шин, удалить из них посторонние предметы. При обнаружении повреждений шины нужно немедленно сдать в ремонт, так как даже самые незначительные повреждения протектора служат началом разрушения шины.

При длительной стоянке (если автомобиль не работает более 10 дней) следует разгрузить шины, поставив автомобиль на подставки. Подставки нужно сделать спереди под опорные пластины спиральных пружин передней подвески, сзади — под кожухи полуосей.

Хранить покрышки и камеры необходимо в сухом помещении при температуре от —10 до +20°С и при относительной влажности воздуха 50—80%. Покрышки следует хранить в вертикальном положении на деревянных стеллажах, а камеры — слегка надутыми на вешалках с полукруглой полкой. Время от времени покрышки и камеры нужно поворачивать.

Монтаж и демонтаж шин

Перед монтажом шин надо проверить исправность и чистоту обода. Обод должен быть правильной формы, без вмятин, забоин и других повреждений, чистым, без ржавчины и грязи.

Перед постановкой камеры в покрышку необходимо тщательно осмотреть и прощупать рукой внутреннюю поверхность покрышки и удалить из нее грязь и пыль, а также проверить, нет ли выступающих внутрь покрышки посторонних предметов, которые могли бы повредить камеру. Камера и внутренняя поверхность покрышки должны быть сухими и слегка припудрены тальком; излишек талько нужно удалить.

При монтаже и демонтаже шин следует пользоваться специальными лопатками, имеющимися в комплекте шоферского инструмента. Не следует пользоваться для монтажа предметами с острыми кромками, которые могут повредить камеры и покрышку.

При монтаже шин необходимо:

1. положить колесо отверстием для вентиля камеры вверх;

2. положить покрышку на колесо так, чтобы серийный номер был сверху; надеть с помощью монтажных лопаток нижний борт покрышки на обод колеса и ввести его в глубокую часть обода;

3. ввести вентиль камеры в отверстие обода и аккуратно заправить камеру в покрышку, подкачать камеру настолько, чтобы она расправилась, проследить за правильностью положения вентиля в отверстии обода, не допуская перекосов вентиля;

4. перед заправкой верхнего борта покрышки убедиться, что нижний ее борт находится в глубокой части обода колеса, и затем с помощью монтажных лопаток надеть верхний борт покрышки на обод;

5. начинать заправку второго борта покрышки со стороны, противоположной вентилю, и продолжать в обе стороны, приближаясь к нему; по мере надевания борта заправленную часть покрышки сдвигать в глубокую часть обода;

6. накачать камеру;

7. проверить и довести давление воздуха до требуемой величины; убедиться, не проходит ли воздух через золотник.

На вентиль камеры нужно обязательно ставить колпачок для предохранения золотника от загрязнения и повреждений, а также для предотвращения утечки воздуха.

При демонтаже шины может оказаться, что покрышка прилипла к ободу. В таком случае следует отделять оба борта покрышки от обода с помощью домкрата. Для этого нужно поставить домкрат на покрышку около обода колеса на стороне, противоположной вентилю, подложив под основание доску, и начать подъем автомобиля.

После нескольких качков рукоятки домкрата покрышка легко отстает от обода. Перевернув колесо, надо повторить указанную операцию, чтобы отделить вторую сторону покрышки.

Если нужно сменить камеру, то следует снять с обода только один борт покрышки со стороны вентиля. Для этого нужно выпустить воздух из камеры, вывернув золотник вентиля, заправить часть борта шины со стороны, противоположной вентилю, в среднюю глубокую часть обода, а затем монтажными лопатками перекинуть борт шины через обод (начав эту операцию у вентиля). Затем надо вытолкнуть вентиль из отверстия обода и вынуть камеру.

Если требуется снять покрышку, то после удаления камеры следует сдвинуть второй борт шины в глубокую часть обода и с противоположной стороны начать снимать покрышку, закладывая лопатки снизу покрышки.

Углубление в средней части обода сделано специально для того, чтобы можно было монтировать и демонтировать шины. Если не вдвигать борта покрышки в глубокую часть обода, то монтаж и демонтаж покрышки невозможны.

Бескамерные шины

Герметичная посадка бескамерной шины (рис. 117) на обод достигается специальной конструкцией борта, плотно прижимаемого к закраинам обода внутренним давлением воздуха.



На внутренней поверхности шины имеется герметизирующий слой 1 резины с повышенной газонепроницаемостью. Вентиль 4 с помощью двух резиновых шайб герметично закреплен на ободе в отверстии для него. Бескамерные шины для отличия имеют надпись «Бескамерная».

Перед монтажом бескамерной шины обод должен быть тщательно осмотрен и проверен. На ободе не допускаются погнутости, глубокие царапины, наплывы сварного шва и ржавчина. Обод должен быть хорошо окрашен. Погнутость обода необходимо выправить, а все неровности сварного шва запилить заподлицо с внутренней поверхностью обода.

Перед монтажом вентиля следует протереть тряпкой вентильное отверстие обода. Монтаж вентиля производится в следующем порядке. С внутренней стороны обода вставляют в вентильное отверстие ступенчатую резиновую шайбу 8 (рис. 118) и вводят в нее вентиль. На корпус 1 вентиля с наружной стороны обода надевают плоскую резиновую шайбу 7, металлическую шайбу 3 и затягивают гайку 4.



Монтаж бескамерной шины следует производить обычным путем, но осторожно, без больших усилий, не допуская повреждений бортов шины. Лопатки должны быть гладкие и чистые; на поверхности их не должно быть зазубрин. Заправку бортов на обод нужно начинать со стороны, противоположной вентилю, и заканчивать, приближаясь к нему с обеих сторон. Лопатки передвигают на короткие расстояния.

Для создания герметичности посадки шины, необходимой для ее накачивания, следует обеспечить предварительную посадку бортов на полки обода. Для этого надо обжать шину по окружности (по протектору) специальной стяжной лентой (рис. 119) или закрутить прочной веревкой. После посадки бортов на место стяжное приспособление снимают. Обжатую шину накачивают насосом или от компрессора при вывернутом золотнике.



Для плотной посадки бортов на обод следует довести давление в шине до 3—4 кГ/см², ввернуть золотник и уменьшить давление до нормы (1,7 кГ/см²), после чего проверить герметичность.

Для проверки герметичности шины колесо с накачанной шиной надо опустить в ванну с водой и проследить, не появятся ли пузырьки воздуха у бортов шины, у места крепления вентиля и на наружной поверхности обода. Герметичность посадки шины на обод можно проверить также, заливая воду между бортами шины и закраинами обода горизонтально лежащего колеса.

Демонтаж шины надо производить обычным путем, но осторожно, без больших усилий, не допуская повреждений бортов. Начинать демонтаж следует от вентиля. Лопатки нужно передвигать на короткие расстояния (по окружности), начиная от вентиля, до выведения борта покрышки за обод колеса.

Общие требования к условиям хранения бескамерных шин те же, что и к условиям хранения обычных шин. Однако бескамерные шины хранят в специальной упаковке с распоркой; недопустимо хранить их штабелями, так как при этом борта сжимаются и становится затруднительным накачивание шин.

Уход за бескамерными шинами. При уходе за бескамерными шинами необходимо соблюдать следующие правила.

При проколах надо производить ремонт, не демонтируя шину. В случае значительных повреждений шину ремонтируют методом горячей вулканизации.

Конструкция бескамерной шины позволяет (при необходимости) продолжать движение и после прокола гвоздем. В таком случае гвоздь не нужно удалять из шины. Длительное движение на шине с гвоздем не рекомендуется, так как при этом отверстие увеличивается, что может затруднить последующий ремонт шины.

Для быстрого ремонта бескамерных шин в пути в случае гвоздевого прокола диаметром до 5 мм пользуются специальной аптечкой РБШ-1, в которой имеется игла-инструмент для вставки уплотнительных резиновых пробок, набор этих пробок, банка с клеем, запасной вентиль и резиновые шайбы к вентилю.

Ремонт шины при гвоздевом проколе производят следующим образом:

1. Тщательно очищают от грязи и сушат поверхность покрышки в месте повреждения. Если в отверстие, образовавшееся после прокола шины, попала влага, то место прокола в шине перед ее ремонтом тщательно просушивают.

2. Удаляют гвоздь или другой предмет, проколовший шину, отметив предварительно на покрышке место повреждения.

3. Определяют ход отверстия в шине, для чего иглу для вставки пробки обмакивают в клей и вводят в гвоздевое отверстие. Осторожно вращая иглу, продвигают ее по направлению отверстия. При этом нельзя применять больших усилий, так как неосторожным, резким движением руки можно проколоть шину иглой в новом месте, и вставленная уплотнительная пробка не обеспечит герметичности шины. Правильно вставленная игла хорошо перемещается при вращательно-поступательном движении. Затем вытаскивают иглу.

4. Обмакнув иглу в клей, снова вводят осторожно в гвоздевое отверстие, передвигая иглу до конца отверстия туда и обратно. Повторяют это несколько раз для того, чтобы стенки отверстия пропитались клеем.

5. Взяв уплотнительную резиновую пробку диаметром примерно вдвое больше гвоздя, проколовшего шину, растягивают конец пробки и закрепляют его на расстоянии 10—12 мм от края в ушке иглы. Если пробка коническая, то в ушке иглы закрепляют тонкий конец пробки (рис. 120).



6. Обмакнув иглу с резиновой пробкой в клей, вводят ее в подготовленное для ремонта гвоздевое отверстие так, чтобы над протектором остался конец пробки высотой не более 5—7 мм.

7. Вытаскивают иглу, при этом конец пробки выскальзывает из ушка иглы и пробка, оставаясь в отверстии шины, плотно закупорит его.

После этого обрезают выступающий над протектором конец пробки — он должен выступать над поверхностью протектора не более чем на 1—2 мм, и увеличивают внутреннее давление в шине до требуемой величины.

После окончания ремонта шины ее можно сразу же использовать.