GAZ-21.SU — Общесоюзный клуб волговодов


Пуск и остановка двигателя

Исправный двигатель пускается легко. Однако для быстрого пуска двигателя, особенно в холодную погоду, требуется изучение некоторых приемов пуска и приобретение определенного навыка.

Пуск двигателя, как правило, производят стартером, но можно пользоваться также и пусковой рукояткой. Во избежание повреждения руки при повороте коленчатого вала в обратном направлении нужно при пуске правильно держать пусковую рукоятку. Положение пальцев руки при пуске двигателя рукояткой показано на рис. 246.



Следует различать три случая пуска двигателя: пуск теплого двигателя, пуск холодного двигателя при умеренной температуре (выше -5°С) и пуск холодного двигателя при низкой температуре (ниже -5° С).

Пуск теплого двигателя

Для пуска теплого двигателя необходимо поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение; кроме того, предварительно выключить сцепление. Затем надо повернуть ключ зажигания в крайнее правое положение (включив таким образом зажигание и стартер) и держать его в этом положении, пока двигатель не начнет работать (но не более 5 сек). При этом следует для облегчения пуска слегка нажать на педаль управления дроссельной заслонкой. Однако нужно помнить, что при каждом резком нажатии на педаль происходит впрыск бензина ускорительным насосом карбюратора, что вызывает переобогащение смеси. Как только двигатель начнет работать, надо сейчас же выключить стартер, повернув ключ зажигания обратно в первое правое положение.

Если теплый двигатель с исправным зажиганием сразу не пускается, то причиной этого почти всегда является переобогащение смеси. Переобогащение смеси чаще всего происходит из-за неисправности карбюратора (например, повышенный уровень бензина в поплавковой камере, неплотность игольчатого клапана), чрезмерного прикрытия воздушной заслонки и накачивания бензина ускорительным насосом, а также в результате регулировки системы холостого хода на слишком богатую смесь. Для слива скопившегося бензина в нижней части впускной трубы имеется пробка (рис. 247). Для устранения переобогащения смеси необходимо продуть цилиндры двигателя свежим воздухом. Для этого следует включить зажигание, нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и провернуть стартером коленчатый вал двигателя на несколько оборотов. Не следует многократно нажимать на педаль управления дроссельной заслонкой во избежание накачивания бензина в смесительную камеру, что вызывает переобогащение смеси.



Если во время продувки двигатель не начнет работать, то пускать его после продувки надо обычным порядком. При пуске очень горячего двигателя, в особенности двигателя, остановившегося вследствие перегрузки (при трогании с места т. п.), рекомендуется одновременно с включением стартера нажимать на педаль управления дроссельной заслонкой. При этом произойдет продувка цилиндров и двигатель легко можно будет пустить.

Пуск холодного двигателя при умеренной температуре

После длительных стоянок автомобиля рекомендуется перед пуском подкачать бензин в карбюратор, пользуясь ручным рычагом бензинового насоса, для возмещения потерь бензина вследствие испарения (рис. 248). После этого надо выполнить следующее:



1. Вытянуть до отказа рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора. Вытягивать рукоятку ручного управления дроссельной заслонкой или нажимать на ее педаль не следует, так как эксцентрик, связанный тягой с системой воздушной заслонки, автоматически приоткроет заслонку на величину, необходимую для пуска двигателя.

2. Выключить сцепление, нажав до отказа на педаль. Это разгружает стартер, так как стартеру при этом не надо проворачивать вместе с коленчатым валом двигателя шестерни коробки передач, находящиеся в загустевшем масле.

3. Включить зажигание и стартер, повернув ключ зажигания в крайнее правое положение. Держать стартер включенным нужно не более 5 сек, интервалы между включениями стартера должны быть не менее 10—15 сек.

4. После того как двигатель начнет работать, немедленно повернуть ключ зажигания в первое правое положение и вдавить кнопку управления воздушной заслонкой карбюратора на 1/4 её хода. После этого немного увеличить число оборотов двигателя. Обычно двигатель с правильно отрегулированным карбюратором и исправной системой зажигания пускается с первой или второй попытки.

По мере прогревания двигателя кнопку управления воздушной заслонкой следует постепенно вдвигать до полного открытия заслонки. Нужно помнить, что при чрезмерном прикрытии воздушной заслонки увеличиваются износ двигателя и расход бензина.

Обычно причинами затрудненного пуска двигателя при правильном пользовании воздушной заслонкой являются:

1) отсутствие подачи бензина в карбюратор;

2) неудовлетворительное состояние контактов прерывателя или неправильная величина зазора между ними;

3) утечка тока высокого напряжения в крышке распределителя вследствие ее загрязнения снаружи или внутри;

4) неисправность или загрязнение свечей;

5) неисправность электропроводки;

6) применение бензина низкого качества.

Начинать движение автомобиля можно только после прогрева двигателя в течение 2—3 мин при умеренных числах оборотов. Для ускорения прогрева следует закрывать створки радиатора.

Запрещается для ускорения прогрева увеличивать число оборотов холодного двигателя или на продолжительное время включать первую и вторую передачи.

Пуск холодного двигателя при низкой температуре

Пуск холодного двигателя при низкой температуре окружающего воздуха зависит от легкости проворачивания коленчатого вала двигателя, образования в цилиндрах рабочей смеси и получения между электродами свечей искры, достаточной для воспламенения смеси. Без обеспечения указанных условий пустить двигатель обычно не удается.

Обеспечение легкого проворачивания коленчатого вала. Двигатель пускается только тогда, когда сила давления газов после вспышки в одном цилиндре будет достаточной, чтобы повернуть коленчатый вал, по меньшей мере, до положения, соответствующего вспышке в следующем цилиндре. Поэтому необходимо обеспечить легкость вращения коленчатого вала и только после этого приступить к пуску двигателя.

Готовность двигателя к пуску определяется по ощущению сопротивления на пусковой рукоятке. Если при проворачивании коленчатого вала пусковой рукояткой сопротивление ощущается отчетливо и рукоятка может несколько повернуться в обратном направлении, то можно приступить к пуску двигателя.

Зимой для обеспечения легкого проворачивания коленчатого вала следует применять маловязкие масла с низкой температурой застывания. Однако при очень низкой температуре указанные масла также густеют, и двигатель необходимо подогревать. Кроме того, подогрев нужен для лучшего образования горючей смеси.

Рекомендуется применять следующие способы подогрева двигателя перед пуском в холодное время:

1. Прогрев цилиндров двигателя горячей водой. Горячую воду заливают в радиатор и по мере остывания выпускают из рубашки цилиндров до тех пор, пока коленчатый вал не начнет вращаться пусковой рукояткой достаточно легко, причем на рукоятке должно ощущаться сопротивление. Для прогрева двигателя этим способом необходимо иметь несколько ведер очень горячей воды.

2. Внешний подогрев картера двигателя с находящимся в нем маслом. Подогрев рекомендуется производить паяльной лампой, избегая при этом местных перегревов картера и масла. Этот способ подготовки двигателя к пуску дает лучшие результаты при одновременном применении подогрева цилиндров горячей водой.

3. Заливка в двигатель горячего масла. После работы автомобиля сливают масло из двигателя в чистую посуду. Перед началом работы это масло нагревают до температуры 80—90°С и заливают в двигатель непосредственно перед пуском. Заливать теплое масло вместо горячего бесполезно. Недостатком указанного способа, помимо его трудоемкости, является вероятность загрязнения масла при сливе и хранении.

Обеспечение образования рабочей смеси. Смесь бензина и воздуха воспламеняется только при определенном составе — слишком бедная или слишком богатая смесь не воспламеняется.

В автомобильном бензине содержится малое количество летучих (пусковых) фракций, участвующих при пуске в образовании горючей смеси, и поэтому при пуске следует не только подавать дополнительное количество бензина в цилиндры, но и принимать меры для возможно более полного испарения и распыления этого бензина.

Количество бензина, дополнительно поданного при пуске, не должно быть чрезмерно большим, так как когда появятся первые вспышки, лишний бензин устремляется в цилиндры, заливает свечи и затрудняет пуск.

Для обеспечения образования в цилиндрах рабочей смеси необходимо при полностью вытянутой кнопке управления воздушной заслонкой карбюратора (заслонка закрыта) проворачивать коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, не включая зажигания и не открывая дополнительно дроссельной заслонки. Дроссельная заслонка при этом будет автоматически приоткрыта. При таком способе подачи бензина его испарение и распыливание обеспечиваются за счет увеличенного разрежения во впускной системе и поступления в нее части бензина через систему холостого хода карбюратора.

После включения зажигания пускать двигатель надо также при полностью вытянутой кнопке управления воздушной заслонкой, не открывая дополнительно дроссельной заслонки педалью или кнопкой. Последнее необходимо для того, чтобы накопившийся во впускной трубе бензин не был сразу увлечен воздухом в цилиндры и не залил свечи.

При таком способе пуска в цилиндры двигателя сразу после его пуска поступает воздух через клапан в воздушной заслонке карбюратора. При этом двигатель работает устойчиво только в том случае, если дроссельная заслонка открыта настолько, насколько ее открыл кулачок, связанный с осью воздушной заслонки.

Обеспечение воспламенения рабочей смеси. Воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя зависит от искры, проскакивающей между электродами свечи. Искра между электродами свечи должна быть четкой, а цвет ее — голубым. Если свеча, вывернутая из цилиндра, с присоединенным проводом и включенным зажиганием при проворачивании коленчатого вала дает между электродами слабую искру красного цвета, то система зажигания неисправна и пустить двигатель при этом без затруднений нельзя.

Поэтому при наступлении холодов надо проверить всю проводку, очистить и подтянуть все зажимы, заменить неисправные провода и проверить аккумуляторную батарею. Желательно также заменять все свечи новыми или хотя бы те свечи, которые работают с перебоями.

Следует регулярно проверять чистоту контактов прерывателя и правильность зазора между ними, чистоту свечей и правильность зазора между электродами, исправность проводов высокого напряжения и состояние аккумуляторной батареи.

Во избежание отложения нагара на изоляторах свечей необходимо отрегулировать систему холостого хода карбюратора на возможно более бедную смесь и не допускать длительной работы двигателя на холостом ходу. Смоченный бензином закопченный изолятор вызывает утечку и свеча при этом не дает искры.

Применение свечей более «холодных», чем рекомендованные заводом, неизбежно приводит к образованию нагара на изоляторах.

Порядок пуска холодного двигателя при низкой температуре. Приступать к пуску холодного двигателя при низкой температуре можно только при исправной системе зажигания и чистых свечах. Пуск надо производить в следующем порядке:

1. Приготовить перед пуском 4—5 л воды с температурой не ниже 80°С.

2. Выключить сцепление.

3. Провернуть рукой вентилятор двигателя для устранения возможного примерзания крыльчатки водяного насоса.

4. Обеспечить одним из описанных выше способов легкое проворачивание коленчатого вала двигателя настолько, чтобы на пусковой рукоятке отчетливо ощущалось сопротивление.

5. Подкачать бензин рычагом бензинового насоса.

6. Подогреть впускную трубу, вылив на нее часть горячей воды. Воду следует лить медленно, тонкой струей из носика чайника или шланга. Если воду вылить быстро, то ее тепло не успеет передаться трубе.

7. Слегка открыть дроссельную заслонку и вытянуть до отказа кнопку управления воздушной заслонкой; затем, не включая зажигания, провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой (три оборота).

8. Вылить оставшуюся горячую воду на впускную трубу.

9. Включить зажигание и пускать двигатель рукояткой или стартером с вытянутой кнопкой управления воздушной заслонкой, не увеличивая открытия дроссельной заслонки. Если пуск производится стартером, то не следует держать его включенным более 5 сек. Интервалы между включениями должны быть не менее 10-15 сек.

10. Как только двигатель начнет работать, сейчас же выключить стартер и вдвинуть кнопку управления воздушной заслонкой на 1/4 ее хода; только после этого увеличить число оборотов двигателя.

По мере прогрева двигателя кнопку управления воздушной заслонкой надо постепенно вдвигать, причем она должна быть вытянута настолько, насколько это необходимо для устойчивой работы двигателя при малых числах оборотов.

До прогрева двигателя нельзя допускать высоких чисел оборотов коленчатого вала, так как холодное масло недостаточно доходит до подшипников коленчатого вала и они могут быть выплавлены.

11. Закрыть оба сливных краника системы охлаждения и медленно заполнить ее водой, чтобы успел выйти воздух.

При пуске двигателя с помощью стартера следует учитывать, что муфта включения стартера при вспышках в отдельных цилиндрах не выключается, и в этом случае допускается проворачивание коленчатого вала двигателя одновременно стартером и за счет единичных вспышек в цилиндрах. Поэтому при появлении вспышек в отдельных цилиндрах стартер надо держать включенным, пока двигатель не начнет работать. Но как только двигатель начнет работать, стартер необходимо немедленно выключить, чтобы его не повредить.

Для увеличения срока службы аккумуляторной батареи рекомендуется при пуске холодного двигателя не применять стартер. Кроме того, нужно учитывать, что при низких температурах емкость аккумуляторной батареи уменьшается.

Если при пуске двигателя в условиях низкой температуры в двигатель поступает лишнее количество бензина, о чем будет свидетельствовать отсутствие вспышек, мокрые электроды и изоляторы свечей, а также клубы белого пара, выходящего из трубы глушителя, то надо прекратить пуск и продуть цилиндры двигателя. В данном случае для продувки цилиндров двигателя вывертывают свечи, полностью открывают дроссельную заслонку карбюратора, отвертывают сливную пробку на впускной трубе и, после того как бензин стечет, проворачивают несколько раз вал двигателя. Затем заливают примерно по половине столовой ложки горячего масла в каждый цилиндр. Потом проворачивают вал двигателя несколько раз для того, чтобы залитое масло растекалось по стенкам цилиндров и этим восстановилась компрессия. После этого прочищают и просушивают свечи (не перегревая верхней части изолятора), ввертывают их на место, завертывают пробку в спускное отверстие впускной трубы, прогревают еще раз впускную трубу и вновь приступают к пуску двигателя.

После многократных неудачных попыток пуска двигателя уровень масла в картере может несколько повыситься, так как в него попадает бензин, стекающий со стенок цилиндров. В таких случаях масло заменяют свежим или хотя бы сливают лишнее масло из картера.

При пуске холодного двигателя на морозе воду в систему охлаждения следует заливать после того, как двигатель начал работать; заливать воду надо медленно, чтобы успел выйти весь воздух из системы. Воду желательно применять возможно более горячую для уменьшения опасности замерзания ее в радиаторе во время прогревания двигателя при закрытом клапане термостата, так как при этом вода не циркулирует через радиатор.

Пуск двигателя буксированием автомобиля

Пуск двигателя буксированием автомобиля следует производить только в исключительных случаях. Особенно недопустимо это делать, если масло в двигателе застыло. Пуск двигателя при застывшем масле всегда приводит к резкому сокращению срока службы двигателя, а иногда к тяжелым авариям, вплоть до обрыва шатунов.

Пуск буксированием допустим только тогда, когда коленчатый вал вращается настолько легко, что сопротивление отчетливо ощущается на пусковой рукоятке. Но в этом случае двигатель обычно может быть легко пущен и без буксирования. Пуск двигателя буксированием автомобиля целесообразно применять только для продувки цилиндров, если для продувки их другими способами требуются большие затраты труда и времени.

Для пуска двигателя буксированием автомобиля необходимо:

1) соединить с помощью троса, цепи или каната достаточной прочности буксирный прибор буксирующего автомобиля с буксирным крюком автомобиля «Волга», как указано в разделе «Буксирование автомобиля»;

2) у буксируемого автомобиля включить вторую или прямую (при буксировании при очень скользкой дороге) передачу, включить зажигание и нажать на педаль сцепления.

При достижении постоянной скорости 15—20 км/ч, плавно отпуская педаль сцепления и нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, надо пустить двигатель, как при обычном пуске.

Увеличивать скорость при буксировании свыше 20—25 км/ч не следует, так как при внезапном пуске двигателя это связано с опасностью наезда буксируемого автомобиля на буксирующий. Как только двигатель начнет работать, сразу же нужно установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, выключить сцепление и, притормаживая, дать сигнал буксирующему автомобилю об остановке.

После пуска двигателя следует обратить внимание на показания масляного манометра. Если через 10—15 сек стрелка манометра будет оставаться на нуле, нужно немедленно остановить двигатель и разогреть в нем масло.

После пуска двигателя надо залить воду в систему охлаждения.

Остановка двигателя

Двигатель, работавший с большой нагрузкой, нельзя останавливать сразу же после прекращения движения автомобиля. Двигателю нужно дать поработать 2—3 мин при малых числах оборотов, для того чтобы клапаны, толкатели и другие детали несколько остыли, а затем надо выключить зажигание. Кроме того, остановка сильно разогретого двигателя сразу же после прекращения движения может вызвать одиночные вспышки в цилиндрах (при выключенном зажигании) в результате самовоспламенения смеси, нагревающейся от стенок цилиндров.

В случае продолжительной стоянки на морозе во избежание замерзания воды в системе охлаждения двигатель необходимо периодически прогревать при работе на холостом ходу, а затем при кратковременной поездке. Не следует допускать длительной (более 5 мин) работы двигателя на холостом ходу, так как при этом свечи покрываются нагаром и ухудшается последующий пуск двигателя. Во время работы двигателя с нагрузкой свечи очищаются от нагара.