GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Эксплуатационные особенности автомобиля

При эксплуатации автомобиля «Волга» нужно учитывать следующее:

1. Для нормальной работы двигателя требуется бензин с октановым числом 72. Допускается использовать бензин с октановым числом 66; при этом двигатель с более поздней установкой зажигания работает удовлетворительно без большой потери мощности, но с некоторым перерасходом бензина. Применение бензина с более низким октановым числом совершенно недопустимо.

При применении бензина с недостаточно высоким октановым числом и при ранней установке зажигания двигатель работает с детонацией. В случае возникновения детонации резко снижаются мощность и экономичность двигателя. Длительная работа двигателя с детонацией приводит к повышенному износу и часто даже к поломке деталей двигателя. Внешним признаком детонации является стук в цилиндрах двигателя. Этот стук часто ошибочно принимают за стук поршневых пальцев. Следует иметь в виду, что при слишком бедной смеси и чрезмерно высокой температуре охлаждающей жидкости (выше 90°С), а также при увеличении нагрузки склонность двигателя к детонации возрастает.

Если октановое число топлива настолько низко, что устранить детонацию установкой более позднего зажигания не удается, то можно существенно понизить детонацию, уменьшив открытие дроссельной заслонки и включив понижающую передачу.

2. Двигатель автомобиля «Волга» обладает высокой экономичностью, которая, однако, возможна только при правильной установке зажигания и регулировке карбюратора.

3. При пуске холодного двигателя обогащать смесь (прикрывать воздушную заслонку) следует умеренно, чтобы избежать попадания лишнего бензина во впускную трубу.

При прогреве двигателя после пуска кнопку управления воздушной заслонкой нужно немного вытянуть и по мере прогрева двигателя постепенно возвращать в исходное положение. После пуска холодного двигателя не следует допускать большого числа оборотов коленчатого вала. Холодное, загустевшее масло медленно доходит до подшипников коленчатого вала, поэтому при большом числе оборотов они могут выплавиться.

Прикрывать воздушную заслонку при пуске горячего двигателя совершенно недопустимо.

При пуске горячего двигателя нельзя резко нажимать на педаль управления дроссельной заслонкой, так как при этом во впускную трубу ускорительным насосом карбюратора подается бензин, вследствие чего происходит переобогащение рабочей смеси и затрудняется пуск двигателя.

Затруднительный пуск горячего двигателя обычно свидетельствует о попадании бензина во впускную трубу. Причиной этого, кроме резкого нажатия на педаль управления дроссельной заслонкой, может быть подтекание бензина, вызванное повышением его уровня в поплавковой камере, внутренними неплотностями карбюратора и т. д. Для слива бензина в нижней части впускной трубы имеется специальная пробка.

4. На экономичность двигателя и износ его деталей сильно влияет температурный режим работы двигателя. Температуру жидкости в системе охлаждения надо поддерживать в пределах 75-85°С. Нельзя допускать движения автомобиля с холодным или недостаточно прогретым двигателем.

Зимой нужно обязательно закрывать створки радиатора и покрывать облицовку радиатора утеплительным фартуком, а если требуется, то снимать одну лопасть вентилятора. Необходимо также учитывать, что в системе охлаждения установлен термостат, вода во время прогревания двигателя через радиатор не циркулирует и может в нем замерзнуть, хотя в рубашке двигателя она будет горячей.

При повышении температуры охлаждающей жидкости выше допустимого предела на панели приборов загорается зеленая сигнальная лампа. В этом случае необходимо прежде всего проверить, достаточно ли открыты створки радиатора. Если они открыты достаточно, то нужно остановить автомобиль и устранить причины, вызвавшие перегрев охлаждающей жидкости (недостаточное количество воды в радиаторе, ослабление ремня вентилятора, прикрытие клапанов утеплительного фартука и т. п.).

Сигнальная лампа иногда загорается вскоре после остановки двигателя, работавшего с большой нагрузкой из-за прекращения циркуляции жидкости в системе охлаждения. В этом случае движение можно возобновлять, не дожидаясь, когда лампа погаснет. После пуска двигателя циркуляция жидкости в системе возобновляется и лампа гаснет.

Необходимо постоянно следить за температурой жидкости в системе охлаждения и ее уровнем. Отсутствие жидкости в верхнем бачке радиатора (обнажение трубок) вызывает повреждение датчика температуры воды, помещенного в корпусе водяного насоса, и датчика сигнальной лампы в верхнем бачке радиатора. В случае перегрева двигателя чрезмерно увеличивается также температура масла, у которого при этом резко уменьшается вязкость и ухудшаются смазывающие свойства, в результате чего сокращается срок службы вкладышей шатунных и коренных подшипников.

Сливать жидкость из системы охлаждения нужно через два краника при открытой пробке радиатора. Кроме того, при сливе воды должен быть открыт кран отопителя на головке блока цилиндров во избежание замерзания воды в радиаторе отопителя.

5. Ежедневно после работы автомобиля следует поворачивать валик фильтра грубой очистки на 1,5—2 оборота (15—20 качаний за рукоятку).

6. Загрязненный фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки необходимо заменять новым, как это указано в разделе «Система смазки».

7. Для ограничения числа оборотов двигателя в период обкатки устанавливают между карбюратором и впускной трубой ограничительную дроссельную шайбу (карбюратор К-22И) или ограничительный винт на рычаге дроссельной заслонки (карбюратор К-124). У такого автомобиля будет понижена приемистость и он не будет развивать максимальной скорости. После обкатки дроссельную шайбу или ограничительный винт следует удалить.

8. Необходимо следить за исправностью гидравлического привода тормоза и гидравлического привода выключения сцепления.

В указанные системы нужно заливать только специальную тормозную жидкость в соответствии с указаниями, приведенными в карте смазки. При заливке жидкости надо пользоваться только совершенно чистой посудой, без следов бензина или масла. В случае попадания масла в систему быстро выходят из строя резиновые детали тормозных цилиндров.

9. Свободный ход педали тормоза должен быть в пределах 10—15 мм, а свободный ход педали сцепления — в пределах 32—40 мм.

10. Карданные шарниры и шлицевое соединение карданной передачи необходимо смазывать только жидким маслом.

11. Для гипоидной главной передачи следует применять только специальную гипоидную смазку. При заливке или доливке какого-либо масла, даже высшего сорта, шестерни главной передачи выйдут из строя через 1—2 ч работы.

12. При пользовании радиоприемником на стоянке с неработающим двигателем ключ замка зажигания нужно поворачивать в левое крайнее положение. Пользование радиоприемником на стоянке с включенным зажиганием (при правом положении ключа) не допускается, так как это приводит к повреждению катушки зажигания вследствие ее перегрева. Радиоприемник расходует ток 3,5А, поэтому во избежание разрядки аккумуляторной батареи пользоваться приемником на стоянке более 3 ч не следует.

13. Высокие динамические качества и устойчивость автомобиля в сочетании с мягкой, эластичной подвеской позволяют двигаться с большой скоростью как на хороших дорогах с асфальтовым покрытием, так и на дорогах со значительными неровностями. Однако следует учитывать, что хотя водитель и пассажиры при движении автомобиля по плохим дорогам слабо ощущают дорожные толчки, эти толчки полностью воспринимаются ходовой частью автомобиля, вследствие чего ускоряется его износ. В особенности не следует допускать движения с высокой скоростью на поворотах, так как при этом увеличивается износ шин.

14. Автомобиль ГАЗ-21Р «Волга» имеет вместительный багажник, который рассчитан на груз не более 50 кг. Допускается перевозка груза в багажнике до 100 кг только на хороших дорогах и при условии движения с пониженной скоростью.

Автомобиль ГАЗ-22В «Волга» с кузовом универсал рассчитан на груз 175 кг при пяти пассажирах (включая водителя). При двух пассажирах (включая водителя) на переднем сиденье в багажном отделении можно перевозить до 400 кг груза. Однако нужно помнить, что автомобиль с таким грузом можно эксплуатировать только по хорошим дорогам (не ниже 1—2-го класса и на пониженных скоростях 50—70 км/ч).

Перегрузка автомобиля, особенно при эксплуатации по плохим дорогам, неизбежно приводит к сокращению срока службы деталей подвески и преждевременному разрушению кузова.