GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Обслуживание автомобиля

Безотказная работа автомобиля и срок его службы зависят от качества ухода, применяемых материалов и условий, в которых эксплуатируют и хранят автомобиль.

Большое значение для увеличения срока службы автомобиля имеет своевременное и регулярное выполнение операций технического обслуживания, рекомендуемых ниже.

Для выполнения технического обслуживания к автомобилю прилагается комплект шоферского инструмента.

Мелкий инструмент (рис. 254) уложен в двух сумках — большой и малой.



Пользование домкратом

Реечный домкрат, прилагаемый к автомобилю, рассчитан на подъем одной из сторон передней или задней части автомобиля, т. е. для отрыва от грунта одного из колес. Домкрат имеет отдельную упорную площадку и отдельную ручку. Перед подъемом домкратом нужно затормозить автомобиль ручным тормозом, включить первую передачу и обязательно подложить под колеса на стороне автомобиля, противоположной поднимаемой стороне, специальные клинья, имеющиеся в комплекте шоферского инструмента, или камни. Для подъема домкрат устанавливают опорным кронштейном под передний или задний буфер (в окно надставки буфера) со стороны поднимаемого колеса таким образом, чтобы площадка опорного кронштейна находилась между внутренней стенкой окна и ограничительным выступом, а рейка домкрата была в вертикальном положении (рис. 255).



При подъеме автомобиля переключатель домкрата надо ставить вверх, при опускании вниз и плавно качать ручкой. Ни в коем случае не следует производить работы под автомобилем, стоящим на домкрате, без дополнительных подставок.

Заправка системы охлаждения

Система охлаждения заполняется водой или жидкостью, замерзающей при низкой температуре. Вода должна быть чистой и возможно более мягкой, не содержащей солей, прежде всего извести. Применение жесткой воды вызывает быстрое отложение значительного количества накипи в радиаторе и водяной рубашке двигателя, что приводит к перегреву двигателя.

Частая смена или доливка воды также нежелательна, так как при этом в систему попадают соли, и количество накипи увеличивается. Поэтому без действительной необходимости воду сливать не следует. Не допускается смягчать воду добавлением в нее щелочи, так как последняя разрушает алюминиевые головку и блок цилиндров. Хорошо использовать для охлаждения дождевую или снеговую воду.

Жидкость, замерзающая при низкой температуре, состоит из смеси эти лен гликоля, воды и антикоррозионных присадок. Жидкость выпускается двух марок: 65 (не замерзающая при температуре до -65°С) и 40 (не замерзающая при температуре до -40°С).

Нужно помнить, что этиленгликоль ядовит и при попадании в желудок вызывает отравление. Не следует допускать также попадания этиленгликоля на окрашенные поверхности кузова автомобиля во избежание их порчи.

При сильном морозе в систему охлаждения следует заливать горячую воду и только после пуска предварительно прогретого без воды двигателя, так как во время прогрева двигателя клапан термостата закрыт, вода через радиатор не циркулирует и может в нем замерзнуть. Заполнять систему нужно медленно, чтобы мог выйти находящийся в ней воздух.

При проверке уровня жидкости или доливке воды в горячий двигатель пробку радиатора нужно открывать очень осторожно, чтобы предотвратить быстрое парообразование в результате резкого понижения давления в системе. Пар и брызги горячей воды, выбрасываемые из горловины радиатора при неосторожном открытии пробки, могут причинить серьезные ожоги.

Сливать воду из системы охлаждения надо обязательно через два краника, расположенных на нижнем бачке радиатора с правой стороны и на блоке цилиндров. При сливе воды нужно открывать пробку радиатора и, кроме того, должен быть открыт краник отопителя, в противном случае может замерзнуть вода в радиаторе отопителя.

Заправка бензином

При заправке бензином необходимо принимать все меры предосторожности от попадания в бензиновый бак грязи, песка, воды и т. п. Перед снятием пробки с горловины ее следует тщательно протереть. Бензин нужно заливать через воронку с мелким сетчатым фильтром. Заправку надо производить из совершенно чистой посуды. Если нет уверенности в том, что бензин чистый, то перед заправкой рекомендуется его хорошо отстоять.

При заправке не следует выливать из заправочной посуды в бензиновый бак весь бензин без остатка, так как на дне обычно отстаивается грязь и вода. Следует избегать попадания бензина на окрашенные поверхности кузова во избежание повреждения его окраски.

Если применяется этилированный бензин, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Совершенно недопустимо засасывать бензин ртом, продувать ртом шланги и бензопроводы, а также использовать бензин для чистки одежды, мытья рук и промывки деталей автомобиля. Нужно помнить, что этилированный бензин ядовит и вызывает тяжелые отравления при попадании в рот и на кожу.

2. Если этилированный бензин попал на кожу, то, не давая ему высохнуть, сразу же обмыть кожу керосином или вытереть насухо чистой тряпкой. После работы с этилированным бензином обязательно мыть руки водой (лучше горячей) с мылом.

3. Место в автомобиле или в закрытом помещении, облитое бензином, вытереть насухо, а затем протереть тряпкой, смоченной в керосине.

4. Одежду, облитую этилированным бензином, сразу же снять и просушить на открытом воздухе в течение 2 ч, после чего отдать в стирку. Ремонт одежды производить только после стирки.

5. Перед отправлением автомобиля в ремонт удалить остатки бензина из бензинового бака, бензопроводов и карбюратора.

Для отличия этилированный бензин окрашен в красно-оранжевый цвет.

Смазка автомобиля

Смазка значительно уменьшает трение в механизмах автомобиля и износ его деталей. Смазку механизмов и деталей автомобиля следует производить своевременно, согласно указаниям, данным в табл. 5—7. Качество применяемых смазочных материалов и их чистота оказывают большое влияние на срок службы автомобиля.

Таблица 5. Смазочные материалы для шасси и кузова автомобиля
Условное обозначение смазкиСмазки, применяемые летом (при температуре воздуха выше 5 °С)Смазки, применяемые зимой (при температуре воздуха ниже 5 °С)
ММасло индустриальное 50 (машинное СУ), ГОСТ 1707—51, или автомобильные масла АС-8 (М8Б) ГОСТ 10541—63. Для двигателя с большим износом поршневых колец (пропуск газа) применять автотракторное масло АС-9,5 или масло АК-10 (автол 10)Смесь из 60% масла индустриального 50 и 40% масла веретенного АУ (заменитель — масло индустриальное 12); вязкость смеси 24,5— 32,4 ест (3,5—4,5°C) при 50°С или автомобильное масло АС-6. Для двигателей с большим износом поршневых колец (пропуск газа) применять масло индустриальное 50 или автомобильное масло АС-8
НМасло для коробки передач и рулевого механизма, ГОСТ 4002—53. Заменители — трансмиссионные масла ГОСТ 8412—57, 542—50
УСмазка 1-13 жировая (универсальная тугоплавкая водостойкая смазка УТВ), ГОСТ 1631—61. Заменители — смазки ЦИАТИМ-201, смазка ЯНЗ-2
ТЖидкость для тормозов марки БСК (ТУ МХП). Заменитель — смесь, содержащая 50% касторового масла и 50% бутилового или этилового (винного) спирта
ССмазка универсальная среднеплавкая УС-2 (солидол жировой), ГОСТ 1033—51, или смазка УСс-2, ГОСТ 4366—64
АВеретенное масло АУ, ГОСТ 1642—50, или смесь из 60% трансформаторного и 40% турбинного 22 масел
ГГрафитная смазка (УСсА), ГОСТ 3333—55. Заменитель — смесь 30% солидола, 30% графита П и 40% трансмиссионного масла
ЛПЛегкопроникающая смазка. Состав: 60% концентрата коллоидного графита в минеральном масле и 40% уайт-спирита (тяжелый бензин); заменитель уайт-спирита — неэтилированный бензин со слабым запахом
ТВТехнический вазелин (смазка УН), ГОСТ 782—59
ГСМасло для гипоидных передач, ГОСТ 4003—53
СКСмазочный карандаш. Состав: 30% церезина или натурального воска, 60% парафина и 10% графита П
ГПГрафитная пудра, порошок графита П
ЦКонсистентная смазка ЦИАТИМ-201
ККасторовое техническое масло, ГОСТ 6757—53
ЛСмазка ЛЗ-158

Карта смазки

Номер позиции на рис. 256Наименование механизмовКоличество точек смазкиУсловное обозначение смазкиСмазывать ежедневноСмазывать через пробег в кмСмазывать два раза в год (сезонно)Смазывать один раз в год
2000300060001200024000
1Водяной насос 1 У  +      
2Аккумуляторная батарея 2 ТВ       + 
3Рулевой механизм 1 Н  +     + 
4Генератор 2 Ц;Л      +  
5Трос привода ручного тормоза 1 ЛП    +    
6Шкворни, шарниры передней подвески и рулевых тяг, ось маятникового рычага 21 С  +      
7Главный цилиндр тормозов и привода сцепления 1 Т  +      
8Нижняя опора валика переключения передач 1 С  +      
9Шарниры и шлицы карданного и промежуточного валов 4 Н    +    
10Задние амортизаторы¹ 2 А        
11Подшипники задних колес 2 У    +    
12Рессоры 2      +   
13Картер двигателя 1 М +  +     
14Фильтр тонкой очистки 1 -   +     
15Подшипники передних колес 2 У     +   
16Передние амортизаторы¹ 2 А        
17Воздухоочиститель 1 М +  +     
18Фильтр грубой очистки 1 - +  + +    
19 Распределитель зажигания:
 колпачковая масленка 1 У    +    
 фильц кулачка 1 М    +    
 ось рычажка  М    +    
 втулка кулачка 1 М    +    
20Подшипник выключения сцепления 1 У  +      
21Коробка передач 1 Н    + +   
22Задний мост 1 ГС    + +   

¹ Доливать по мере надобности.



Карта смазки кузова

Номер позиции на рис. 257Наименование точек смазкиКоличество точекУказания по выполнению смазки
Через 2000 км пробега
16 Ротор замка двери 4 Смазать смазочным карандашом
15 Зубцы фиксатора 4 То же
Через 6000 км пробега
2 Штырь капота 1 Смазать легкопроникающей смазкой, конец штыря - смазочным карандашом
2 Предохранительный крючок 1 Крючок смазать смазочным карандашом, ось крючка - легкопроникающей смазкой
8 Уплотнительная резиновая прокладка капота 1 Протереть графитной пудрой
9 Петли капота 4 Смазать легкопроникающей смазкой
1 Защелка замка капота 1 То же
18 Цилиндр замка двери 2 Припудрить графитным порошком
17 Направляющие шипы двери 8 Смазать смазочным карандашом
14 Сухари фиксатора дверей 4 То же
4 Салазки переднего сиденья 2 Протереть тряпкой, пропитанной солидолом
13 Петли дверей 8 Смазать солидолом (при необходимости смазать раньше)
11 Шарнир ограничителя двери 4 Смазать легкопроникающей смазкой
12 Резиновый буфер ограничителя двери 4 Смазать касторовым маслом, а затем припудрить графитным порошком. Для смазки вскрывать часть обшивки двери
10 Резиновые дверей уплотнители 4 Протереть графитной пудрой
6 Замок и кнопка багажника 2 Смазать ротор замка смазочным карандашом. Два раза в год смазывать замок смазкой ЦИАТИМ-201
7 Цилиндр замка багажника 1 Припудривать графитным порошком
5 Резиновый уплотнитель крышки багажника 1 Протирать графитной пудрой
Два раза в год
19 Замки дверей и кнопки наружных ручек 8 Смазать смазкой ЦИАТИМ-201


При введении масла в механизмы необходимо обращать особое внимание на чистоту смазочных материалов и ни в коем случае не допускать их загрязнения. Пыль, песок и другие подобные вещества, которые могут вместе с маслом попасть между трущимися деталями вызывают быстрый износ деталей; поэтому перед проведением смазки автомобиль должен быть вымыт, а места смазки тщательно очищены от грязи. После каждой мойки шасси следует производить полную его смазку, независимо от величины пробега.

Ниже приведены подробные указания по смазке механизмов автомобиля.

1. Водяной насос имеет два шарикоподшипника, которые смазывают шприцем (рис. 258) через пресс-масленку. Смазку следует подавать в подшипники до появления ее из контрольного отверстия на корпусе насоса. После этого лишнюю смазку надо удалить, в противном случае она быстро выведет из строя ремень вентилятора. Необходимо применять только смазку 1-13 (смазку УТВ). Применять солидол для смазки подшипника водяного насоса не рекомендуется.



2. Зажимы аккумуляторной батареи нужно очищать от окислов и смазывать техническим вазелином по мере надобности, но не реже двух раз в год.

3. Рулевой механизм надо смазывать автомобильным трансмиссионным маслом.

Уровень масла в картере рулевого механизма должен быть на 20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия. Проверять уровень масла следует через каждые 2000 км.

С наступлением морозов для уменьшения вязкости смазки необходимо добавлять веретенное масло или масло для двигателя. Для этого нужно вывернуть нижний правый болт крепления передней крышки и дать стечь около 0,1 л смазки, затем поставить болт на место и через наливное отверстие сверху добавить такое количество жидкой смазки, чтобы ее уровень был на 20 мм ниже кромки отверстия.

4. В подшипниках генератора следует менять смазку через каждые 24000—30000 км пробега, для чего подшипники надо тщательно промыть в керосине, просушить и заполнить на 2/3 объема свежей смазкой ЦИАТИМ-201 или смазкой КВ. Подробно о смазке генератора см. в разделе "Уход за генератором".

5. Трос привода ручного тормоза надо смазывать легкопроникающей смазкой или маслом, применяемым для двигателя, через отверстие, сделанное в верхней части трубки троса и закрытое пружинным хомутиком.

6. Шарнирные соединения передней подвески и рулевых тяг, шкворни и ось маятникового рычага (21 точка) необходимо смазывать солидолом с помощью шприца через пресс-масленки (рис. 259). Смазку надо производить до появления солидола из-под уплотнения шарнирного соединения.



7. Главный цилиндр привода тормозов и сцепления заполняют тормозной жидкостью. Через каждые 2000 км пробега нужно проверять уровень жидкости и, если необходимо, добавлять жидкость. Уровень жидкости не должен понижаться более чем на 20 мм от верхней кромки маслоналивного отверстия.

8. Нижний подшипник валика переключения передач следует смазывать через каждые 2000 км солидолом, до появления смазки из-под уплотнений. Лишнюю смазку удаляют.

9. Шарниры и шлицы карданного и промежуточного валов смазывают жидким автомобильным трансмиссионным маслом с помощью шприца. Смазывать их густыми (консистентными) смазками запрещается. Заполнение шприца производят заливкой масла в цилиндр при отвернутой задней крышке.

Шарниры (три пресс-масленки) следует смазывать до тех пор, пока масло не начнет выходить через контрольные клапаны, расположенные с обратной стороны крестовины.

Для смазки шлицев (одна пресс-масленка) надо сделать пять-шесть полных качаний шприцем, при этом смазка не должна выходить наружу. При большом количестве смазки может быть выдавлена заглушка вала, и смазка, попадая внутрь трубы вала, будет способствовать нарушению его балансировки.

10. Задний телескопический амортизатор, если он исправный, не требует ухода в эксплуатации, замены или доливки масла. Если же появилась течь или заметно снизилась эффективность его работы, что обнаруживается по недостаточно быстрому гашению колебаний автомобиля при переезде неровностей, амортизаторы нужно снять, разобрать, заменить неисправные детали, залить амортизаторную жидкость и собрать. Все указанные операции надо проделать с соблюдением правил и в порядке, указанном в разделе "Амортизаторы".

11. Подшипники задних колес следует пополнять смазкой через каждые 6000 км. Колпачок масленки нужно дважды заполнить смазкой 1-13 и завернуть до отказа.

12. Рессоры надо смазывать через 12000 км пробега. В случае появления скрипа их смазывают раньше этого срока. Для смазки рессор следует отъединить нижние концы амортизаторов от рессорных накладок, приподнять заднюю часть автомобиля до момента отрыва задних колес от пола, затем завернуть чехлы поочередно с каждого конца и обильно смазать открытые места графитной смазкой, разжимая концы листов большой отверткой. При этом не должны быть повреждены фибровые прокладки, находящиеся между листами.

13. В картере двигателя уровень масла нужно проверять ежедневно перед выездом, а при дальних поездках - через каждые 300—500 км пути; при необходимости доливать масло.

Смену масла в картере двигателя надо производить после 2000-3000 км пробега, если фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки аккуратно и своевременно заменялся. Если фильтрующий элемент не заменялся и масло в картере темнеет, то его следует сменить. Масло надо сливать из картера двигателя сразу после работы автомобиля, когда оно горячее и хорошо стекает. Для смазки двигателя нужно применять масла, указанные в карте смазки. Недопустимо применять масла высокой вязкости, так как это увеличивает расход бензина, повышает износ и затрудняет пуск двигателя.

При сильном загрязнении картера двигателя различными осадками рекомендуется картер промыть. Промывать картер нужно жидким маслом (веретенным), но ни в коем случае не керосином. Для этого надо налить в картер двигателя 3 л промывочного масла и, вывернув свечи, быстро вращать коленчатый вал пусковой рукояткой в течение 2—3 мин, затем слить промывочное масло и заправить маслом, которое должно применяться в соответствии с сезоном по карте смазки. При своевременной смене масла промывать картер двигателя не требуется.

14. Замену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки масла в двигателе следует производить, как правило, одновременно со сменой масла в картере двигателя. Заменять элемент раньше нужно только в том случае, если масло темнеет, что свидетельствует о засорении фильтра тонкой очистки и выходе его из строя.

15. В ступицах передних колес смену смазки необходимо производить через каждые 12000 км пробега. При смене смазки надо промыть полости ступиц и подшипники и заложить свежую смазку 1-13.

16. Передние амортизаторы (см. п. 10).

17. В воздухоочистителе смену масла следует производить одновременно со сменой масла в двигателе.

При загрязнении фильтрующего элемента воздухоочистителя элемент нужно промыть в керосине. После того как керосин стечет, элемент надо поставить на место, предварительно окунув в чистое масло. Необходимо иметь в виду, что воздухоочиститель работает исправно до тех пор, пока его фильтрующий элемент покрыт пленкой масла.

Если автомобиль работал на дорогах с небольшой запыленностью воздуха (в особенности на снежных) и масло в воздухоочистителе загрязнено мало, его заменять не надо. При работе автомобиля на дорогах с большой запыленностью воздуха масло рекомендуется менять ежедневно.

18. Фильтр грубой очистки следует ежедневно очищать поворотом его стержня на 1,5—2 оборота на горячем двигателе, для чего делать 15—20 качаний за его рукоятку. Сливать отстой надо через 2000—3000 км при смене масла в двигателе. Через 6000 км фильтр рекомендуется разбирать и промывать.

19. В распределителе зажигания необходимо через каждые 3000 км смазывать втулку валика (повернув на 1 оборот крышку колпачковой масленки), ось молоточка прерывателя (одной-двумя каплями масла), щетку прерывателя (одной-двумя каплями масла).

20. Подшипник выключения сцепления смазывают через каждые 2000 км, поворачивая крышку колпачковой масленки на 2—3 оборота. В случае расхода смазки масленку надо снова пополнить маслом. Излишняя смазка подшипника вызывает пробуксовку сцепления.

21. В картере коробки передач следует проверять уровень масла через каждые 6000 км и при необходимости доливать масло. Заменять масло нужно через каждые 12 000 км пробега.

22. В картере заднего моста надо проверять уровень масла через каждые 6000 км и при необходимости доливать.

Смазку нужно заменять через каждые 12000 км пробега. Применять другие смазки, кроме гипоидной, категорически запрещается, так как это вызывает выход из строя гипоидных шестерен через 100—150 км пробега.

Рекомендуемые операции и сроки обслуживания автомобиля

Для нормальной работы автомобиля рекомендуется производить указанные ниже операции обслуживания.

Обслуживание по мере надобности

По мере надобности производят следующие операции:

1. Мойку шасси и кузова автомобиля, а также чистку внутри кузова (выполняются в зависимости от загрязнения).

После мойки автомобиля следует проверить состояние днища кузова, внутренних поверхностей крыльев и прочего оперения для выявления повреждений краски и антикоррозионного покрытия.

В случае наличия таких повреждений надо тщательно зачистить абразивной шкуркой поврежденные участки кузова от коррозии и промазать их тонким слоем битумной мастики.

Особенно быстро повреждается покрытие внутренних поверхностей крыльев, которое при эксплуатации автомобилей по гравийным и грунтовым дорогам следует обновлять не реже чем через каждые два-три месяца.

2. Чистку двигателя. На внутренней поверхности камеры сгорания в головке блока цилиндров и на днищах поршней образуется нагар. При применении качественных бензина и масла, исправном состоянии двигателя и поддержании правильного теплового режима (75—85°С) отложения нагара невелики и практического значения не имеют. В случае нарушения этих условий в двигателе может образоваться толстый слой нагара, вызывающий сильную детонацию, уменьшение мощности двигателя и увеличение расхода бензина.

Нагар образуется значительно быстрее при эксплуатации автомобиля в городских условиях, чем при эксплуатации за городом. Более того, при езде за городом с повышенной скоростью образовавшийся ранее нагар выгорает и головка очищается. Поэтому, если имеются признаки образования нагара, его можно попытаться удалить ездой на высокой скорости. При наличии высококачественного бензина нагар выгорает после 150—200 км пробега. Если после указанного пробега нагар не выгорел, то для его удаления необходимо снять головку блока цилиндров и очистить как головку, так и днища поршней. Быстрое повторное образование нагара обычно означает, что двигатель нуждается в ремонте, прежде всего в чистке или смене поршневых колец.

Увеличение расхода масла двигателем не всегда является следствием износа поршневых колец или цилиндров и может происходить из-за закупоривания нагаром прорезей в маслосъемных кольцах. В этом случае следует очистить кольца от нагара.

Во время работы на этилированном бензине на головках выпускных клапанов образуются отложения соединений свинца характерного серого или серо-бурого цвета. При значительной величине свинцовых отложений может произойти прогорание клапанов. Если у двигателя наблюдается повышенная склонность к детонации и заметное уменьшение мощности, то следует снять головку блока цилиндров, осмотреть клапаны и удалить отложения свинца. Эту операцию выполняют при каждом снятии головки блока цилиндров.

Необходимо иметь в виду, что указанный нагар очень ядовит. Во избежание отравления пылью или кусочками сухого нагара, которые могут попасть в органы дыхания, рекомендуется нагар перед соскабливанием смачивать керосином.

Для уменьшения отложения соединений свинца полезно периодически работать (несколько сотен километров) на неэтилированном бензине.

3. Проверку и регулировку зазора между клапанами и коромыслами и притирку клапанов. Зазоры между клапанами и коромыслами нужно проверять на холодном двигателе при снятой крышке (см. рис. 22).

Величина зазора для впускных и выпускных клапанов 0,25—0,30 мм. Зазоры следует проверять при полностью опущенных толкателях.

При регулировке ни в коем случае нельзя уменьшать указанную величину зазоров. Небольшое увеличение зазоров вызывают стуки, которые неприятны, но не опасны. Уменьшение зазоров может вызвать неплотную посадку клапанов на седла и их прогорание.

Для регулировки зазоров необходимо:

снять кронштейн крепления воздухоочистителя и трубку вакуумного регулятора;

осторожно снять крышку клапанной коробки, избегая повреждений прокладки;

поставить коленчатый вал в положение в. м. т. такта сжатия в первом цилиндре (как при установке зажигания), т. е. так, чтобы отверстие на ободке шкива коленчатого вала совпало с острием установочного штифта на передней крышке блока цилиндров (см. рис. 21);

проверить щупом зазоры первого, второго, четвертого и шестого клапанов; если зазоры неправильные, то отвернуть контргайку регулировочного болта на коромысле и, вращая регулировочный болт, установить необходимый зазор, затянуть контргайку и снова проверить зазор;

повернуть коленчатый вал на один оборот (до совпадения отверстия на ободке шкива с установочным штифтом на передней крышке). Проверить в этом положении и, если нужно, отрегулировать зазоры у остальных клапанов.

4. Устранение неравномерной работы двигателя при малых числах оборотов во время разгона автомобиля. Причинами такой неисправности являются засмоление карбюратора, неправильный зазор в прерывателе, износ контактов прерывателя, неисправные свечи (с треснувшими или обгоревшими изоляторами), неправильные зазоры в электродах свечей, утечка тока высокого напряжения вследствие загрязнения распределителя, неисправные провода.

Неравномерная работа двигателя при малых числах оборотов может происходить также из-за прохождения воздуха через неплотности в соединениях впускной трубы двигателя. Следует проверить плотность крепления впускной трубы к двигателю и карбюратора — к впускной трубе.

Обнаруженные смолистые отложения внутри карбюратора необходимо удалить. Эти отложения появляются при употреблении топлива с большим содержанием смолистых веществ или служат признаком пропуска газов через поршневые кольца и означают, что двигатель нуждается в ремонте. Смолистые отложения растворяются в бензоле и несколько хуже в скипидаре.

Контакты прерывателя распределителя нужно чистить только в случае действительной необходимости, предварительно убедившись в том, что нарушение правильной работы двигателя не является следствием других причин. Обычно надобность в чистке контактов прерывателя возникает после 20000—25000 км пробега вследствие эрозии контактов (образование выступа на одном из контактов и углубления на другом).

В этом случае распределитель надо снять, разобрать и удалить неровности на контактах напильником с мелкой насечкой. Затем контакты должны быть тщательно протерты. После установки на место контактов их поверхности должны быть параллельны.

5. Смазку рессор при появлении их скрипа; рессоры следует смазать, как указано в разделе «Смазка автомобиля».

Скрип в ушках рессор указывает на износ резиновых втулок или недостаточно плотную их посадку. Такие втулки надо заменить или подтянуть гайку оси, предварительно проверив правильность посадки втулок.

6. Регулировку тормозов, если торможение начинается во второй половине хода педали, а при сильном нажатии на педаль она подходит близко к полу. Регулировку производят в соответствии с указаниями, данными в разделе «Тормоза».

После каждой регулировки тормозов и подшипников передних колес нужно следить во время езды за нагреванием барабанов и передних ступиц.

Ежедневное обслуживание

Осмотреть аккумуляторную батарею и, если требуется, выполнить следующее:

протереть батарею сухой ветошью или тряпкой, смоченной в нашатырном спирте или в растворе кальцинированной соды; окислившиеся зажимы батареи и наконечники проводов очистить, а неконтактные части смазать техническим вазелином;

проверить плотность крепления батареи в гнезде; гайки-барашки, притягивающие рамку крепления, затягивать туго от руки, без применения какого-либо инструмента, так как чрезмерная затяжка может привести к поломке бака батареи;

проверить крепление наконечников проводов с зажимами батареи;

прочистить вентиляционные отверстия элементов батареи.

Перед выездом следует:

проверить заправку автомобиля бензином, заправку радиатора охлаждающей жидкостью, уровень масла в двигателе, уровень тормозной жидкости в главном цилиндре тормоза;

осмотреть автомобиль и убедиться в отсутствии подтекания топлива, воды, масла и тормозной жидкости; для этого полезно осмотреть место стоянки автомобиля;

убедиться в исправном действии рулевого управления, тормозов, звуковых сигналов и освещения;

проверить давление в шинах.

Обслуживание через каждые 2000 км пробега

Необходимо проверить следующее:

натяжение ремня вентилятора; прогиб ремня при нажиме на него пальцем должен быть равен 12—15 мм (см. рис. 39);

уровень электролита в аккумуляторной батарее; если нужно, долить дистиллированной воды; прочистить вентиляционные отверстия элементов батареи; проверить плотность электролита; плотность и чистоту соединений проводов аккумуляторной батареи, генератора, реле-регулятора, стартера и других приборов электрооборудования;

величину свободного хода педали тормоза (10—15 мм) и педали сцепления (32—40 мм); если нужно, отрегулировать;

уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и, если требуется, долить жидкость;

действие ножных тормозов; если при максимальном нажатии на педаль зазор между педалью и передней стенкой кузова меньше 20—25 мм, отрегулировать тормоза, как указано в разделе «Тормоза»;

крепление деталей и узлов автомобиля, обратив в первую очередь внимание на крепление картера рулевого механизма, сошки, а также на крепление генератора к кронштейну и кронштейна к двигателю.

Кроме того, нужно выполнить все работы по смазке шасси, как указано в карте смазки.

Обслуживание через каждые 3000 км пробега

Сменить масло в двигателе. Заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки, предварительно слив отстой. Слить отстой в фильтре грубой очистки.

Проверить вертикальное перемещение маятникового рычага.

Проверить и в случае необходимости отрегулировать углы установки передних колес.

Осмотреть шины. При появлении неравномерного износа протектора выяснить и устранить причины неисправности. Переставить колеса вместе с шинами, как указано на рис. 116.

Обслуживание через каждые 6000 км пробега

1. Проверить (во время движения автомобиля) поведение стрелки амперметра, температуры воды в двигателе, работу тормозов, работу рулевого управления и поведение автомобиля на дороге, работу двигателя на холостом ходу и под нагрузкой, давление в системе смазки двигателя по контрольному манометру (на прогретом двигателе во время стоянки).

Двигатель

2. Прослушать работу клапанов и, если необходимо, отрегулировать зазоры.

3. Подтянуть гайки крепления впускной трубы к двигателю, впускной трубы к выпускной и гайки соединения выпускной трубы двигателя с приемной трубой глушителя. Проверить крепление подвески двигателя.

4. Подтянуть болты крепления кронштейна генератора к двигателю и генератора к кронштейну.

5. Снять карбюратор и очистить смесительную камеру от смолистых отложений. После установки карбюратора на место отрегулировать работу двигателя с малым числом оборотов холостого хода, как указано в разделе «Уход за карбюратором».

6. Осмотреть и при необходимости зачистить контакты прерывателя распределителя зажигания. Отрегулировать зазор в прерывателе. Уточнить установку зажигания, которая после регулировки зазора в прерывателе будет нарушена.

7. Осмотреть свечи зажигания, проверить зазор между электродами (0,8—0,9 мм) и, если нужно, отрегулировать.

8. Проверить крепление бензинового насоса к двигателю, герметичность всех соединений бензинопровода и состояние гибкого шланга. Очистить отстойник и сетку фильтра бензинового насоса. Очистить отстойник фильтра тонкой очистки топлива. При обратной постановке колпачка фильтра проследить, нет ли течи из-под него.

9. Промыть фильтр грубой очистки масла.

10. Проверить натяжение ремня вентилятора.

11. Осмотреть водяной насос и убедиться в отсутствии подтекания воды.

12. Спустить из бензинового бака отстой грязи и воды.

13. Проверить исправность прокладок на пробке радиатора.

Электрооборудование

14. Проверить плотность и уровень электролита в аккумуляторной батарее и при необходимости долить дистиллированной воды (см. раздел «Аккумуляторная батарея»).

15. Протереть и осмотреть бак аккумуляторной батареи. При наличии трещин и просачивания электролита бак отремонтировать или заменить.

16. Зачистить контактные поверхности наконечников проводов аккумуляторной батареи. Смазать зажимы и перемычки техническим вазелином или солидолом.

17. Проверить состояние щеток и коллекторов генератора и стартера. Продуть генератор воздухом и протереть его коллектор чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.

18. Проверить с помощью приборов правильность работы реле-регулятора (см. раздел «Электрооборудование»).

19. Проверить плотность и чистоту соединений проводов генератора, реле-регулятора, стартера и прочего электрооборудования.

20. Проверить состояние остальной электропроводки и устранить все повреждения изоляции.

21. Проверить установку фар и правильность действия всей осветительной системы.

22. Проверить крепление звуковых сигналов и контакты проводов к сигналам и к их реле.

23. Проверить и, если требуется, зачистить контактные поверхности прикуривателя. После чистки обязательно проверить накал спирали; при необходимости отрегулировать подгибкой биметаллических пружин. Прикуриватель должен автоматически отключаться через 8—16 сек.

24. Проверить надежность крепления стартера, генератора, стеклоочистителя и другого электрооборудования.

Узлы шасси

25. Проверить величину свободного хода педали тормоза и педали сцепления.

26. Проверить, нет ли течи масла из-под сальников крестовин, а также состояние стопорных колец шарниров карданной передачи.

27. Осмотреть резиновые втулки рессор.

28. Проверить состояние передних и задних амортизаторов и надежность их крепления.

29. Покачивая передние колеса за тормозные барабаны, проверить затяжку подшипников передних колес и величину зазоров в шкворнях и верхних резьбовых пальцах передней подвески. Зазоры в подшипниках устранить соответствующей регулировкой (см. раздел «Ступицы передних колес»). При наличии значительного зазора между шкворнями и втулками их нужно заменить. Резьбовые пальцы и втулки стойки передней подвески заменить, если осевой зазор в их соединении при поднятом автомобиле превышает 1,2 мм.

30. Снять тормозные барабаны и осмотреть тормоза. Убедиться, что нет течи тормозной жидкости. Если наблюдается подтекание жидкости из-под колпачка цилиндра, его нужно разобрать и промыть спиртом. Проверить износ тормозных накладок. Убедиться, что головки заклепок достаточно утоплены в накладках.

31. Проверить схождение и углы установки передних колес и при необходимости отрегулировать (см. раздел «Передняя подвеска»).

32. Проверить действие ножных тормозов и, если требуется, отрегулировать их.

33. Проверить и, если нужно, отрегулировать центральный тормоз и его привод.

34. Убедиться, что отсутствует вертикальное перемещение оси маятникового рычага и, в случае необходимости, подтянуть верхнюю резьбовую втулку. Подтянуть болт клеммового зажима головки маятникового рычага.

Крепление узлов и деталей

35. Подтянуть болты крепления распорок, идущих от лонжеронов к переднему щиту.

36. Подтянуть болты крепления поперечины подвески передних колес к лонжерону.

37. Расшплинтовать и подтянуть болты крепления осей нижних рычагов к поперечине подвески передних колес, затем вновь зашплинтовать болты.

38. Подтянуть болты крепления обойм втулок стабилизатора поперечной устойчивости.

39. Подтянуть четыре резьбовые втулки нижних рычагов, четыре гайки резьбовых пальцев, четыре зажима стойки передней подвески; подтянуть нижнюю резьбовую втулку маятникового рычага и болты крепления кронштейна маятникового рычага.

40. Подтянуть болты крепления картера рулевого механизма к лонжерону.

41. Подтянуть гайку крепления рулевой сошки.

42. Расшплинтовать и подтянуть гайки крепления рычагов рулевой трапеции к поворотным кулакам. После подтяжки гайки зашплинтовать.

43. Подтянуть гайки крепления шаровых пальцев рулевой трапеции.

44. Проверить затяжку гаек стремянок рессор.

45. Проверить состояние крепления деталей кузова, дверных петель, шипов и щеколд дверей, петель капота, передних и задних крыльев, брызговиков и пр.

Смазка

46. Проделать все работы по смазке шасси, как указано в карте смазки.

47. Смазать дверные петли и арматуру кузова.

48. Смазать шарниры и шлицы карданных валов, подшипников задних колес, распределитель зажигания, трос ручного тормоза и все точки, которые требуется смазывать через 2000 км пробега.

Обслуживание через каждые 12000 км пробега

Выполнить все операции по обслуживанию, которые предусмотрены после 6000 км пробега, и, кроме того:

1. При пробном пробеге проверить, не требуется ли удалить нагар из камер сгорания (см. раздел «Обслуживание по мере надобности»).

2. Снять, разобрать и очистить карбюратор. Тщательно прочистить все отверстия и смесительную камеру. Убедиться в удовлетворительном состоянии всех прокладок, негодные заменить. Проверить уровень бензина в поплавковой камере. После установки карбюратора отрегулировать закрытие воздушной заслонки и число оборотов холостого хода. Проверить, полностью ли открывается дроссельная заслонка карбюратора при нажатой до отказа педали.

3. Проверить, нет ли смолистых отложений во впускной трубе двигателя. При необходимости промыть ее бензином или скипидаром.

4. Снять с двигателя фильтр грубой очистки масла, очистить его отстойники и фильтрующий элемент от осадков.

5. Снять стартер, прочистить и продуть его сжатым воздухом.

6. Проверить установку зажигания.

7. Снять ступицы передних колес и промыть в керосине подшипники, поворотные кулаки и внутренние полости ступиц. После проверки их состояния собрать и отрегулировать затяжку подшипников. При сборке заложить 120 г свежей смазки 1-13 (см. раздел «Ступицы передних колес»).

8. Снять карданную передачу и барабан центрального тормоза и подтянуть гайки крепления фланцев к хвостовикам валов коробки передач, заднего моста и промежуточного карданного вала.

9. Сменить масло в картере заднего моста и картере коробки передач.

10. Смазать рессоры задней подвески.

Обслуживание через 24000 км пробега

Сменить масло в подшипниках генератора.

Сезонное обслуживание (один или два раза в год)

1. Осенью (при температуре воздуха ниже 5°С) и весной (при температуре воздуха выше 5°С) заменить масло в двигателе согласно указаниям карты смазки. Надо учитывать, что летняя смазка зимой будет чрезмерно вязкой и не будет доходить до рабочих поверхностей. При применении летней смазки зимой увеличивается расход бензина.

2. Осенью в картер рулевого механизма долить масло для двигателя или веретенного масла (см. раздел «Смазка автомобиля»). Весной масло в рулевом механизме заменить.

3. Осенью снять бензиновый бак и тщательно промыть его, промыть системы охлаждения двигателя и отопления кузова; залить в систему охлаждения жидкость с низкой температурой замерзания, если автомобиль не хранится в теплом помещении; тщательно проверить систему зажигания во избежание затруднений при пуске холодного двигателя зимой.

4. Осенью и весной изменить плотность электролита, если это требуется по условиям эксплуатации (см. раздел «Аккумуляторная батарея»),

Обслуживание один раз в год

1. Осмотреть тормоза и тормозную систему. Снять тормозные барабаны, промыть и протереть барабаны и щиты тормозов. Один раз в год, но не реже чем через 50000 км пробега, разобрать главный и колесный цилиндры. Удалить грязь с поршней, рабочих поверхностей цилиндров и других деталей, соблюдая большую осторожность. При разборке и чистке не допускается применять металлический инструмент и жидкости минерального происхождения (бензин, керосин и т. д.). Промыть цилиндры и трубопроводы тормозной системы спиртом или тормозной жидкостью. Промывку можно делать, прокачивая жидкость через главный цилиндр. Поршни и манжеты перед сборкой смазать касторовым маслом или тормозной жидкостью.

2. Проверить исправность прокладок между листами рессор и заменить их в случае повреждения. Смазать рессоры графитной смазкой.

3. Проверить правильность показаний указателей температуры воды и давления масла, а также исправность их датчиков и датчика контрольной лампы температуры воды.

4. Раз в год, но не реже чем через 20000—25000 км, смазать гибкий вал спидометра.