GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Звуковые сигналы

На автомобиле установлен комплект из двух тональных сигналов С28-Д и С29-Д электромагнитной вибрационной системы, снабженных штампованными резонаторами, выполненными в виде улиток.

Сигналы (рис. 229) смонтированы на кронштейнах с рессорными подвесками и помещены между радиатором и облицовкой радиатора автомобиля. Оба сигнала однопроводные и включаются одновременно кольцевой кнопкой (рис. 222), смонтированной на рулевом колесе, через реле РС503, расположенное вблизи от них. При нажатии на кольцевую кнопку сигнала включается реле РС503, которое включает цепь сигналов (рис. 230).





В обмотку катушки сигнала ток поступает через контакты прерывателя. Проходя по обмотке 12 (см. рис. 229), ток создает магнитное поле, которое притягивает якорь 9 к сердечнику катушки. Штоком 13 якорь связан с мембраной и подвижным контактом. При перемещении якоря к сердечнику мембрана и подвижный контакт также переместятся. При этом контакты разомкнутся, движение тока по обмотке прекратится и исчезнет магнитное поле. Под действием пружины 5 якорь, мембрана и подвижный контакт возвратятся в исходное положение, в результате чего контакты замыкаются, в обмотку опять поступает ток, и цикл повторяется снова. Колебания мембраны вызывают звуковые колебания воздуха, которые мы слышим.

Для уменьшения искрения между контактами параллельно им включено сопротивление 2.

Сигналы отличаются формой рупора, мембранами и пружинами, вследствие чего тон звука неодинаковый; однако при совместном действии сигналов получается гармоническое звучание.

Техническая характеристика звуковых сигналов

ТипС28-Д и С29-Д
Номинальное напряжение в В12
Громкость в DBНе менее 110
Потребляемый ток (комплекта) в А15
Число витков в катушке электромагнита одного сигнала108
Провод катушки электромагнитаПЭЛБО, диаметром 0,74-0,9 мм, ГОСТ 6324-52
Величина сопротивления обмотки в Ом0,5-0,6
Величина искрогасящегося сопротивления в Ом6

Техническая характеристика реле сигналов

ТипРС503
Напряжение включения реле в D5, 5-9
Напряжение выключения реле в DНе менее 5
Максимально допустимый ток на контактах в F40
ОбмоткаПровод ПЭЛ диаметром 0,17-0,19 мм, 1000 витков

Уход за звуковыми сигналами

Особого ухода за комплектом звуковых сигналов и реле сигналов не требуется.

Необходимо помнить, что сигналы рассчитаны на кратковременную работу, поэтому нужно избегать включения сигналов на длительное время.

Через каждые 6000 км пробега рекомендуется проверить надежность крепления сигналов и проводов. Кроме того, следует проверить, не касаются ли сигналы металлических частей, так как это может вызвать дребезжание во время работы сигналов. Если сигналы звучат слабо или звучит только один из них, сигналы нужно снять с автомобиля, осмотреть и отрегулировать. Регулировка сигналов требует определенных навыков, поэтому для регулировки сигналы лучше отправить в мастерскую.

Сигналы надо регулировать в следующем порядке:

1. Закрепить кронштейны сигналов в слесарных тисках и, поочередно включая сигналы, установить, какой сигнал не работает или звучит слабо.

2. С сигнала, подлежащего регулировке, снять колпак и осмотреть контакты; при необходимости зачистить их бархатным напильником. Во время зачистки следить, чтобы опилки не попадали на механизм сигнала; после зачистки контакты тщательно протереть и продуть механизм сжатым сухим воздухом. Для удобства регулировки скобу крепления колпака можно снять. Осмотреть качество пайки проводов и исправность сопротивления. Проверить зазор между якорем и корпусом электромагнита, который должен быть в пределах 0,3-0,8 мм. Зазор должен быть одинаковым по всей окружности.

3. Включить регулируемый сигнал и прослушать его работу. Если звук сигнала слабый, то поворотом гайки 7 (см. рис. 229) отрегулировать сигнал. Если поворотом гайки 7 не удается отрегулировать сигнал, то следует отрегулировать натяжение пружины 5, а также зазор между якорем и корпусом электромагнита. Чтобы отрегулировать натяжение пружины, ее нужно переместить вверх или вниз по стойке с помощью гаек 4. Для регулировки зазора между якорем и корпусом электромагнита следует отвернуть гайку 6 и поворотом якоря 9 отрегулировать зазор. После регулировки натяжения пружины и зазора между якорем и корпусом электромагнита можно произвести окончательную регулировку сигнала гайкой 7.

После регулировки нужно надежно затянуть все гайки и контргайки и закрасить регулировочные гайки.

4. Надеть колпак и закрепить его. Включить сигнал и прослушать его. Затем, включив оба сигнала, прослушать их совместно. При необходимости отрегулировать второй сигнал. Нормально отрегулированный сигнал должен потреблять ток не более 7,5А.

Основные неисправности звуковых сигналов и способы их устранения

Причина неисправностиСпособ устранения
Сигналы не звучат или звучат прерывисто
1. Оборвался провод кнопки сигнала в рулевой колонке1. Отремонтировать провод
2. Перегорел предохранитель или плохой контакт в предохранителе2. Сменить плавкую вставку или зажать ее в держателе
3. Подгорели контакты реле3. Осторожно отогнуть лапки кожуха реле и аккуратно зачистить контакты
4. Нарушена регулировка реле, повышенное напряжение включения4. Отрегулировать реле изменением натяжения цилиндрической пружины. При этом следует учитывать, что напряжение на зажимах, при котором реле должно замыкать цепь, должно быть в пределах 5,5-9 В. Напряжение размыкания цепи должно составлять не менее 5 В. Зазор между контактами в разомкнутом положении должен быть не менее 0,4 мм
5. Плохой контакт на массу в кнопке сигнала5. Разобрать кнопку, зачистить контактные поверхности наконечника провода и кнопки
6. Ослабло крепление проводов на зажимах реле или зажиме сигнала6. Подтянуть винты указанных зажимов
7. Разряжена аккумуляторная батарея7. Зарядить или сменить батарею
При неработающем двигателе сигналы звучат слабо и хрипло или совсем не звучат, а во время работы двигателя при средних и больших числах оборотов звучат нормально
Разряжена аккумуляторная батареяЗарядить или сменить батарею
Сигналы звучат хрипло или прерывисто во время работы двигателя при средних и больших числах оборотов
1. Ослабло крепление проводов в цепи сигналов1. См. способ устранения неисправности «Сигналы не звучат или звучат прерывисто», пп. 2, 5 и 6
2. Подгорают вольфрамовые контакты прерывателя2. Отвернуть винт, крепящий наконечники проводов от каждого сигнала к зажиму С (рис. 230) реле и, прижимая поочередно выводы сигналов к зажиму Б, прослушать сигналы отдельно; у сигнала с хриплым звуком зачистить контакты прерывателя бархатным напильником
3. Поломана изоляционная (текстолитовая) пластинка нижнего подвижного контакта прерывателя или пружины3. Отремонтировать сигнал в мастерской или сменить
Один из сигналов не звучит и не потребляет тока
1. Оборвался или распаялся провод сигнала, отпаялись концы катушек от пластин-зажимов1. Устранить неисправность
2. Нарушена регулировка контактов прерывателя (контакты разомкнуты)2. Отрегулировать контакты, как указано в разделе «Уход за звуковыми сигналами»
Один сигнал не звучит и потребляет ток большой величины
1. Спеклись контакты прерывателя1. Зачистить контакты или сменить детали прерывателя
2. Поломалась изоляционная (текстолитовая) пластина нижнего подвижного контакта прерывателя2. Сменить пластину
3. Замыкание витков в катушке3. Сменить катушку, отрегулировать сигнал, как указано в разделе «Уход за звуковыми сигналами»
Сигнал издает дребезжащий звук
1. Ослабло крепление сигнала, колпака сигнала, касание раструба или корпуса сигнала других металлических деталей1. Подтянуть крепление и устранить касание
2. Трещина в мембране2. Заменить сигнал