GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Электродвигатель вентилятора отопителя

Вентилятор отопителя, служащий для обдува ветрового стекла и обогрева кузова, приводится во вращение электродвигателем МЭ218 мощностью 25 Вт. Электродвигатель двухполюсный, последовательного возбуждения, двухскоростной, потребляет ток не более 6,5А; число оборотов якоря при работе вентилятора не менее 2500 в минуту.

Устройство электродвигателя показано на рис. 233. Якорь 15 электродвигателя вращается в двух самоустанавливающихся керамических втулках 5, пропитанных маслом. На втулки надеты фетровые шайбы 4, которые содержат запас смазки, достаточный на весь срок службы электродвигателя. Щетки 7 установлены в коробчатые держатели и прижимаются к коллектору цилиндрическими пружинами 8. Корпус электродвигателя разъемный, скреплен двумя винтами 17.



Для включения электродвигателя имеется переключатель П42-Б, установленный на панели приборов. В рукоятку переключателя вмонтирована лампа для контроля за работой электродвигателя.

Переключатель имеет три положения, которым соответствуют различные числа оборотов электродвигателя. Электродвигатель следует включать на большие числа оборотов только при необходимости или в начале обогрева, а затем надо переходить на пониженные числа оборотов.

В процессе эксплуатации за электродвигателем не требуется никакого ухода.

Основные неисправности электродвигателя и их устранение

Во время эксплуатации возможны случаи, когда якорь электродвигателя начинает вращаться с малой скоростью или перестанет вращаться совсем. Это может быть вызвано коротким замыканием пластин коллектора вследствие скопления между ними пыли от щеток или подгоранием коллектора.

Для устранения указанной неисправности необходимо снять электродвигатель, разобрать его и прочистить промежутки между пластинами коллектора от пыли деревянной палочкой, после чего коллектор и щеткодержатели нужно протереть и продуть сжатым воздухом. Фетровые шайбы втулок надо пропитать турбинным маслом.

При сборке электродвигателя разъемные крышки корпуса нужно поставить в прежнее положение; смещение их на 180° вызовет изменение направления вращения якоря. При сборке электродвигателя надо следить за тем, чтобы провода от щеток и зажимов не задевали за якорь.

Если прочищенный и правильно собранный электродвигатель работает неудовлетворительно, его следует направить в мастерскую для ремонта.