GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Аккумуляторная батарея

Исправная работа электрооборудования автомобиля возможна только при хорошем состоянии аккумуляторной батареи. Чтобы значительно увеличить срок службы батареи и устранить появление неисправностей в работе электрооборудования, нужно своевременно выполнять несложные операции ухода за батареей.

На автомобиле применена свинцовая аккумуляторная батарея 6-СТЭ-54ЭМ. Номинальное напряжение батареи 12 В, ёмкость при 10-часовом режиме разрядки 54 А·ч.

Батарея установлена на кронштейне на левом брызговике крыла, вблизи двигателя. Для защиты от загрязнения, а также для предохранения от повреждения одежды при обслуживании двигателя батарея накрыта легкосъемной крышкой 6 (рис. 184).



Батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов); каждый аккумулятор имеет четыре положительные 3 (рис. 185) и пять отрицательных 1 пластин, между которыми проложены сепараторы 2. Аккумуляторы батареи размещены в шестикамерном эбонитовом баке 8. Через крышку 11 проходят полюсные штыри 6 от положительных и отрицательных пластин. Пространство между крышкой и баком заполнено мастикой.



Электролит, которым заполняют аккумуляторы батареи, состоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Плотность электролита, заливаемого при первой зарядке, и плотность электролита в конце этой зарядки, а также в эксплуатации в зависимости от времени года и климатических условий работы батареи дана в табл. 3.

На заводе плотность электролита в конце первой зарядки батареи доводится до 1,270.

Повышение плотности электролита приводит к сокращению срока службы аккумуляторной батареи; поэтому повышать плотность электролита необходимо только в холодное время, учитывая температуру замерзания электролита:

Плотность электролита при 15°С1,11,151,21,251,3
Температура замерзания электролита в °С-7-14-25-50-68

При уменьшении температуры аккумуляторной батареи на один градус её ёмкость падает приблизительно на 1-2%. Так, при температуре -15°С ёмкость аккумуляторной батареи уменьшается примерно на 40% в сравнении с ёмкостью при +15°С. Ввиду большой вязкости масла для пуска двигателя зимой требуется большая мощность, чем летом. Поэтому, чтобы меньше разряжать аккумуляторную батарею, пуск холодного двигателя при сильном морозе надо производить только пусковой рукояткой. Чтобы продлить срок службы батареи и обеспечить её исправную работу при низких температурах и безгаражном хранении, на время ночной стоянки автомобиля батарею нужно снимать и ставить в теплое место.

Таблица 3. Плотность электролита в аккумуляторной батарее

Районы, в которых эксплуатируется автомобильПлотность электролита, приведенная к 15°С
заливаемого перед первым зарядомв конце зарядки
С резко континентальным климатом с температурой зимой ниже -40°С:

зима

лето

1,29

1,25

1,31

1,27

Северные с температурой зимой до -40°С1,271,29
Центральные с температурой зимой до -30°С1,251,27
Южные1,231,25

Примечание. Допускаемые отклонения плотности электролита от указанных значении не должны превышать ±0,01 единицы.

Техническая характеристика аккумуляторной батареи

Тип (ГОСТ 959-51)6-СТ-54ЭМ (Сухозаряженная аккумуляторная батарея дополнительно маркируется буквой 3.)
Номинальное напряжение в В12
Ёмкость при 10-часовом режиме разрядки и температуре электролита +30°С в А·ч54
Разрядный ток при 10-часовом режиме разрядки в А5,4
Ёмкость в А·ч при стартерном режиме и начальной температуре электролита:

+30°С

-18°С


14,6

6

Разрядный ток при стартерном режиме в А160
Минимальная продолжительность разрядки в мин при стартерном режиме и начальной температуре электролита:

+30°С

-18°С



5,5

2,25

Количество пластин в одном элементе:

положительных

отрицательных


4

5

Объем электролита, заливаемого в шесть элементов батареи, в л3,8
Величина тока зарядки в А5,4

Проверка уровня электролита

Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительной сетки, установленной над сепараторами. Уровень электролита измеряют стеклянной трубкой (с внутренним диаметром 3-5 мм), имеющей соответствующую отметку. Чтобы измерить уровень электролита в аккумуляторе, надо опустить трубку в вертикальном положении в наливное отверстие крышки до упора в предохранительную сетку, закрыть её сверху большим пальцем, затем трубку вынуть (рис. 186). Высота столбика электролита в трубке соответствует высоте уровня электролита над предохранительной сеткой.



При необходимости повысить уровень электролита нужно отвернуть пробку наливного отверстия, плотно надеть её на штуцер вентиляционного отверстия, долить воды до начала резьбы наливного отверстия, снять пробку и поставить её на место (рис. 187). При этом уровень электролита автоматически устанавливается на требуемой высоте.



На некоторых автомобилях установлена аккумуляторная батарея, у которой вентиляционное отверстие находится в пробке наливного отверстия. В такие батареи воду нужно доливать с последующим измерением уровня электролита с помощью трубки или деревянной палочки. Повышать уровень электролита следует только доливкой дистиллированной воды. Если дистиллированной воды нет, можно употребить чистую снеговую или дождевую воду, но собранную не с железных крыш и не в железную посуду. Применять водопроводную воду категорически запрещается, так как в ней имеются примеси (железо, хлор и др.), разрушающие батарею. Зимой, чтобы избежать замерзания воды, рекомендуется доливать её непосредственно перед выездом или при работающем двигателе. Электролит приходится доливать только в тех случаях, когда известно, что уровень понизился в результате выплескивания электролита (например, в конце зарядки) или течи бака. Доливать электролит нужно после устранения неисправности.

Измерение плотности электролита

Плотность электролита зависит от степени заряженности батареи. Ниже приведена плотность электролита при температуре 15°С в зависимости от степени разрядки батареи:

Полностью заряженная1,3101,2301,2701,250
Разряженная на 23%1,2701,2501,2301,210
Разряженная на 50%1,2301,2101,1901,170

Плотность электролита измеряют специальным кислотомером - ареометром, помещенным в пипетке (рис. 188). Для измерения плотности электролита после доливки в него воды или после пуска двигателя стартером батарею надо подвергнуть непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1-2 ч (без зарядки) для того, чтобы плотность электролита во всех аккумуляторах была одинаковой.



Если температура электролита выше или ниже 15°С, следует приводить плотность электролита к температуре 15°С.

При повышении температуры на 15°С плотность уменьшается приблизительно на 0,01, а при понижении температуры - увеличивается на 0,01, т. е. к показаниям ареометра следует вносить поправку, указанную ниже:

Температура электролита в°С4330150-15-30-45
Поправка к показаниям ареометра0,020,010-0,01-0,02-0,03-0,04

Таким образом, при температуре электролита в аккумуляторах выше 15°С поправку следует прибавить к показаниям ареометра, а при температуре электролита ниже 15° С - вычесть.

Если плотность электролита в аккумуляторах неодинакова и разница получается более 0,02, то плотность надо выровнять, доливая электролит плотностью 1,4 или дистиллированную воду. Доливать в аккумулятор электролит плотностью 1,4 можно только в том случае, когда батарея полностью заряжена, т. е. когда плотность электролита достигла постоянства и вследствие кипения электролита обеспечивается быстрое и надежное его перемешивание.

Проверка аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой

Кроме проверки плотности электролита, следует 1 раз в месяц проверять состояние каждого аккумулятора батареи под нагрузкой током большой величины. Для этого пользуются нагрузочной вилкой, снабженной сопротивлением и вольтметром (рис. 189).



В заводской инструкции, прилагаемой к нагрузочной вилке, приведена величина напряжения, которое должен показывать вольтметр при проверке состояния аккумулятора. При проверке вилкой, имеющей нагрузочное сопротивление, которое рассчитано примерно на ток 150 А (распространенный тип вилки), напряжение каждого аккумулятора заряженной батареи должно быть не ниже 1,8 В и не должно изменяться в течение 5 сек. Если напряжение ниже 1,7 В или снижается во время проверки, то это означает, что батарея разряжена более чем на 50% или неисправна. Если напряжение отдельных аккумуляторов неодинаково и отличается более чем на 0,2 В, аккумуляторную батарею следует отправить на зарядную станцию для зарядки и проверки её исправности.

При испытании батареи нагрузочной вилкой отверстия в крышках элементов должны быть закрыты пробками.

Аккумуляторные батареи или отдельные элементы нельзя проверять замыканием зажимов металлическими предметами или проводами, так как короткие замыкания разрушают активную массу пластин.

Элементы, плотность электролита в которых ниже 1,200, проверять нагрузочной вилкой не рекомендуется.

Зарядка аккумуляторной батареи

Электролит готовят из серной кислоты (ГОСТ 667-53) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-53), а в крайнем случае из снеговой или дождевой воды, собранной не с железных крыш и не в железные сосуды.

Для приготовления электролита применяют стойкую против действия серной кислоты посуду - керамическую, эбонитовую, свинцовую, в которую заливают сначала воду, а затем при непрерывном перемешивании кислоту. Обратный порядок заливки кислоты не допускается.

Для получения электролита соответствующей плотности надо руководствоваться данными, приведенными ниже:

Плотность электролита, приведенная к 15°С1,2201,2301,2501,2701,2801,2901,3001,3101,3401,400
На 1л воды добавить серной кислоты плотностью 1,83 в л0,2740,2900,3280,3680,3890,4120,4330,4580,5330,714

Температура электролита не должна превышать 25°С.

Перед заливкой электролита в аккумуляторных батареях (не бывших в употреблении) без автоматической регулировки уровня электролита (без специального вентиляционного отверстия) из-под пробок удаляют герметизирующие диски (эти детали обратно в батареи не ставят). Затем заливают электролит до уровня на 10-15 мм выше предохранительной сетки, установленной над сепараторами.

Перед заливкой электролита в аккумуляторных батареях с автоматической регулировкой уровня электролита сначала удаляют трубки, вставленные в вентиляционные отверстия, вывертывают пробки и плотно надевают их на вентиляционные штуцеры, затем заливают электролит до уровня начала резьбы наливного отверстия. После этого пробки с вентиляционных штуцеров снимают, и устанавливается нормальный уровень электролита.

Батареи, выпускаемые заводом в незаряженном состоянии, следует ставить на первую зарядку по истечении 4-6 ч после заливки электролита, а батареи, выпускаемые в сухозаряженном виде, - по истечении 3 ч.

Батарею можно заряжать, если температура электролита в аккумуляторах не выше 30°С. При температуре выше 30°С батарею следует охладить.

Для зарядки положительный зажим аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательный - к отрицательному. Величина тока зарядки 5,4 А.

Зарядку батареи ведут до тех пор, пока не начнется «кипение» электролита во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита не останутся постоянными в течение 3 ч. Во время зарядки периодически проверяют температуру электролита и следят, чтобы она не поднималась выше 45°С. В том случае, если температура достигает 45°С, уменьшают зарядный ток наполовину или прерывают зарядку на время, необходимое для снижения температуры до 30°С.

Продолжительность первой зарядки незаряженных батарей в зависимости от срока хранения с момента их изготовления может колебаться от 25 до 50 ч. Для сухозаряженных батарей при сроке хранения их не более года время первой зарядки может колебаться от 5 до 8 ч.

В процессе первой зарядки плотность электролита постепенно повышается и только к концу зарядки делается постоянной. Если конечная плотность электролита отличается от величины, указанной в табл. 2, то устанавливают плотность электролита доливкой дистиллированной воды, если плотность выше, или электролита плотностью 1,400, если плотность ниже. Перед доливкой воды или электролита плотностью 1,400 часть электролита из аккумулятора отсасывают при помощи резиновой груши.

Доведение плотности электролита до нормальной производят обязательно в конце зарядки, когда плотность электролита достигает постоянства и вследствие его «кипения» обеспечивается быстрое и полное перемешивание электролита.

Если за один прием не удается довести плотность электролита до нормальной, то доводку продолжают. Для полного перемешивания электролита промежутки между двумя добавками воды или электролита должны быть не менее 30 мин.

После первой зарядки батареи могут быть сданы в эксплуатацию.

Примечание. В особых случаях, если необходимо срочно ввести батарею в эксплуатацию, допускается установка на автомобили сухозаряженных батарей без подзарядки при условии, что плотность электролита по истечении 3 ч с момента их заливки понизилась не более чем на 0,03.

Уход за аккумуляторной батареей

Батарею необходимо периодически осматривать и содержать в чистоте и в заряженном состоянии.

Загрязнение поверхности аккумуляторной батареи, наличие окислов или грязи на штырях, а также неплотная затяжка зажимов проводов вызывают быструю разрядку батареи и препятствуют её нормальной зарядке. Если батарея часто и длительное время находится в разряженном или даже полуразряженном состоянии, возникает сульфатация пластин (покрытие пластин крупнокристаллическим сернокислым свинцом). Это приводит к снижению емкости и к увеличению внутреннего сопротивления батареи. Длительное пребывание в разряженном состоянии - главная причина выхода из строя батареи.

Обнаженная вследствие понижения уровня электролита часть пластин также сульфатируется.

Ежедневно требуется осмотреть аккумуляторную батарею и, если необходимо, выполнить следующее:

1. Очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной с (10%-ный раствор). Окислившиеся штыри батареи и наконечники проводов очистить, наконечники установить на место, стяжной болт затянуть и неконтактные поверхности смазать техническим вазелином или солидолом.

Если на поверхности мастики в батарее появились трещины, их необходимо устранить расплавлением мастики нагретой металлической лопаткой.

2. Проверить крепление и плотность контакта наконечников проводов со штырями батареи. Не допускать натяжения проводов, так как это приводит к образованию трещин в мастике.

3. Прочистить вентиляционные отверстия аккумуляторов батареи.

4. Проверить плотность крепления батареи. Гайки-барашки следует затягивать туго, но без применения какого-либо инструмента, так как чрезмерная затяжка может привести к поломке бака батареи.

Через каждые 2000 км пробега, но не реже чем через 10-15 дней, необходимо:

1. Проверить уровень электролита во всех аккумуляторах батареи и, если нужно, долить дистиллированной воды.

2: Определить степень разряженности батареи по плотности электролита. Перед проверкой плотности, если доливалась дистиллированная вода в аккумуляторы батареи, нужно пустить двигатель и дать ему поработать, чтобы при зарядке батареи электролит перемешался.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять с автомобиля и отдать на зарядную станцию.

При определении степени разряженности батареи нужно руководствоваться данными, приведенными выше в разделе «Измерение плотности электролита».

3. Проверить плотность присоединения проводов аккумуляторной батареи, а также целость бака.

4. При необходимости проверить нагрузочной вилкой состояние батареи по напряжению каждого элемента.

5. В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот снять аккумуляторную батарею с автомобиля, подключить на нормальную зарядку током 5,4 А и в конце зарядки при непрекращающемся токе зарядки довести плотности электролита до значений, указанных в табл. 3.

Плотность электролита надо доводить за несколько приемов при помощи резиновой груши, отсасывая электролит из элемента и доливая дистиллированную воду (при переходе на летнюю эксплуатацию) или электролит плотностью 1,400 (при переходе на зимнюю эксплуатацию). Промежуток времени между добавками воды или электролита должен быть не менее 30 мин.

Аккумуляторная батарея постоянно заряжается и разряжается в процессе эксплуатации автомобиля, поэтому дополнительно заряжать её не требуется. Если же батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, то её следует снять с автомобиля и сдать на зарядную станцию. Такую батарею нужно заряжать током 5,5 А до начала выделения газов. После этого, уменьшив величину тока в 2 раза, надо продолжать зарядку в течение 2 ч, пока не начнется обильное выделение газов и не установятся постоянные напряжение и плотность электролита.

Полностью разряженную батарею необходимо ставить на зарядку не позже чем через 24 ч после разрядки.

Во избежание разрядки аккумуляторной батареи пуск двигателя стартером необходимо производить кратковременным включением стартера. Движение автомобиля с помощью стартера не допускается.

Основные неисправности аккумуляторной батареи и способы их устранения приведены ниже.

Основные неисправности аккумуляторной батареи и способы их устранения

Причина неисправностиСпособ устранения
Аккумуляторная батарея разряжается
1. Длительная езда с включенными светом, электродвигателем отопителя, радиоприемником при малой скорости движения, а также частое идлительное пользование светом на стоянках при неработающем генераторе1. На время остановок автомобиля следует выключать потребители тока
2. Утечка тока, вызываемая неисправностью электрической цепи2. При установке на автомобиль заряженной батареи присоединить провод к положительному зажиму батареи, выключить все потребители и проводом от массы коснуться отрицательного зажима аккумуляторной батареи. Искра в момент прикосновения свидетельствует о неисправности в одной из цепей (при первом прикосновении небольшая искра вызывается пуском электромагнитного механизма заводки часов). В этом случае, пользуясь схемой электрооборудования и указаниями, приведенными в соответствующих разделах этой главы, последовательно проверить исправность реле обратного тока (не вскрывая реле-регулятора). Убедиться так же в отсутствии замыкания в цепи низкого напряжения системы зажигания, в цепяхстартера, освещения и сигнала
3. Неисправность генератора или реле-регулятора3. Проверить, имеется ли зарядный ток, как указано в разделе «Реле-регулятора»
4. Неисправность всех или некоторых аккумуляторов батареи (ёмкость неисправного аккумулятора батареи значительно меньше, чемисправного, его напряжение и плотность электролита ниже, чем у остальных аккумуляторов)4. Неисправную батарею заменить
а) Короткое замыкание между пластинами (порча сепараторов, попадание между пластинами кусочков активной массы, большой осадок на дне аккумуляторов). Признаками короткого замыкания являются: незначительное повышение плотности электролита и напряжения в процессе зарядки и в конце ее, отсутствие или слабое выделение газов при наличии низкого напряжения и низкой плотности электролита, быстрое повышение температуры, сильное снижение напряжения при кратковременной разрядке, при отключенной батарее - низкое напряжение у отдельных аккумуляторов при нормальной плотности электролитаа) Заменить разрушенные сепараторы новыми и удалить осадок со дна бака на ближайшей ремонтно-зарядной станции
б) Попадание в электролит вредных примесей или загрязнения поверхности батареи, вызывающие сильный саморазряд и уменьшающие ёмкость аккумуляторовб) Сменить электролит и очистить батарею
в) Сульфатация пластин, которая может возникнуть, если батарею долго не использовали, длительное время эксплуатировали при пониженном уровне электролита или систематически недозаряжали. Признаками сульфатации батареи являются: высокое напряжение в начале зарядки, преждевременное обильное выделение газов, незначительное повышение плотности электролита, повышенная температура и пониженное напряжение в конце зарядки, пониженная ёмкость и низкое напряжение при разрядкев) Вылить электролит из батареи, залить новый электролит плотностью 1,145 и заряжать батарею током 2,5А. К концу зарядки плотность электролита довести до нормальной величины
Слишком быстро понижается уровень электролита в батарее
«Кипение» электролитаПроверить исправность регулятора напряжения (см. раздел «Реле-регулятор»)
Из вентиляционного отверстия одного или нескольких аккумуляторов во время зарядки выливается электролит
1. Чрезмерно высокий уровень электролита1. Проверить уровень и при необходимости отсосать резиновой грушей излишек электролита
2. Чрезмерный зарядный ток2. Проверить исправность регулятора напряжения (см. раздел «Реле-регулятор»)
3. Короткое замыкание пластин в одном из аккумуляторов3. Отправить батарею в ремонт
4. Отсутствие отражательной пластинки (в камере, вентиляционного отверстия или в пробке аккумулятора)4. Отправить батарею в ремонт или ввернуть исправную пробку

Хранение аккумуляторных батарей

Хранение батарей в сухом виде

Новые, не залитые электролитом аккумуляторные батареи 6-СТЭ-54ЭМ можно хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до -30°С.

Перед постановкой батарей на хранение надо плотно завернуть их пробкой, герметизирующие детали (уплотнительные диски и трубки в вентиляционных отверстиях крышки) снимать не следует.

Максимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать двух лет.

Хранение батарей с электролитом

Хранить заряженные батареи с электролитом следует в прохладном помещении при постоянной температуре не ниже -30°С и не выше 0°С во избежание саморазряда и преждевременного выхода из строя батарей из-за коррозии положительных пластин.

Батареи, снятые с автомобилей после некоторого периода эксплуатации, нужно перед постановкой на хранение полностью зарядить, проверить плотность электролита (соответствует ли она плотности, установленной для данного района эксплуатации), а не его уровень. Затем батареи следует подвергнуть контрольно-тренировочному циклу для проверки их технического состояния.

После разрядки следует вновь зарядить батареи, насухо протереть и ввинтить их пробки, после чего батареи можно ставить на хранение.

Примечания: 1. При плотности электролита 1,310, принятой для зимнего времени в районах с резко континентальным климатом, следует довести плотность электролита до 1,290, так как при хранении батареи с электролитом большой плотности ускоряется разрушение пластин и сепараторов.

2. Батареи, не бывшие еще в эксплуатации, но приведенные в рабочее состояние, ставят на хранение без проведения контрольно-тренировочного цикла разрядки.

Хранящиеся запасные батареи, которые могут потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, нужно поддерживать в состоянии полной заряженности. Поэтому в случае хранения батареи при температуре выше 0°С её следует 1 раз в месяц заряжать током 5,4 А для восстановления емкости, потерянной в результате саморазряда. У батарей, поставленных на хранение при температуре 0°С и ниже, нужно ежемесячно проверять плотность электролита; заряжать их надо только в тех случаях, когда плотность электролита (отнесенная к 15°С) снизилась ниже 1,230.

У батарей, поставленных на хранение на определенный срок (автомобили индивидуальных владельцев и др.), также следует ежемесячно проверять плотность электролита. Заряжать эти батареи нужно после хранения, непосредственно перед пуском в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда плотность электролита (отнесенная к 15°С) упала ниже 1,230 при температуре хранения ниже 0°С или ниже 1,120 при температуре хранения выше 0°С.

Контрольно-тренировочный цикл разрядки проводят следующим образом:

а) заряжают батареи током 5,4 А;

б) к концу зарядки, если плотность электролита отличается от плотности, указанной в табл. 3, доводят плотность электролита до нормы доливкой дистиллированной воды или электролита; воду доливают, когда плотность электролита выше нормы, а электролит (плотностью 1,400) - когда плотность ниже нормы;

в) по окончании зарядки батарею подвергают разрядке током 5,4 А.

Температура электролита в начале разрядки должна быть 25±5°С. Напряжение и температуру электролита в аккумуляторах измеряют через каждые 2 ч.

После того как напряжение аккумуляторов понизится до 1,85 В, измерение напряжения производят через каждые 15 мин. После снижения напряжения до 1,75 В его измеряют непрерывно до тех пор, пока у одного из аккумуляторов напряжение не снизится до 1,70 В.

После разрядки батарею вновь полностью заряжают.

Не рекомендуется ставить на длительное хранение батареи с электролитом соответствующей плотности, если продолжительность их разрядки окажется меньше, чем указано ниже:

Плотность электролита заряженной батареи (приведенная к 15°С)1,2901,2701,250
Продолжительность разрядки при 10-часовом режиме разрядки в ч7,56,55,5