GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Автомобиль ГАЗ-21 «Волга»

Устройство (цветной альбом 1972 г.)

Карбюратор К–124 (лист 9)


1 — дроссельная заслонка
2 — корпус смесительной камеры
3 — винт регулировки качества (состава) смеси холостого хода
4 — эмульсионный жиклер
5 — клапан экономайзера
6 — жиклер экономайзера
7 — распылитель экономайзера
8 — рычаг привода воздушной заслонки
9 — ось воздушной заслонки
10 — воздушная заслонка
11 — крышка поплавковой камеры
12 — планка привода ускорительного насоса и экономайзера

13 — пробка колодца эмульсионной трубки
14 — тяга привода ускорительного насоса и экономайзера
15 — поршень ускорительного насоса
16 — корпус поплавковой камеры
17 — пробка канала главного воздушного жиклера
18 — пробка канала топливного жиклера системы холостого хода
19 — окно поплавковой камеры
20 — впускной клапан ускорительного насоса
21 — эмульсионная трубка

22 — рычаг привода ускорительного насоса и экономайзера
23 — ось дроссельной заслонки
24 — главный воздушный жиклер
25 — топливный жиклер системы холостого хода
26 — главный топливный жиклер
27 — малый диффузор с распылителем
28 — пружина клапана
29 — топливный клапан
30 — топливный фильтр
31 — поплавок
32 — распылитель ускорительного насоса

33 — пробка канала воздушного жиклера системы холостого хода
34 — выпускной клапан ускорительного насоса
35 — воздушный жиклер системы холостого хода
36 — рычаг привода дроссельной заслонки
37 — рычаг малого газа (пуска холодного двигателя)
38 — упорный винт регулировки холостого хода (винт количества смеси)
39 — предохранительный клапан

Для приготовления горючей смеси служит установленный на двигатель карбюратор К–124.

Карбюратор однокамерный, двухдиффузорный, эмульсионный, с падающим потоком смеси и балансированной поплавковой камерой. Он состоит из корпуса 16 и крышки 11 поплавковой камеры и корпуса 2 смесительной камеры.

Крышка и корпус поплавковой камеры отлиты под давлением из цинкового сплава ЦАМ 4-1, корпус смесительной камеры — из чугуна СЧ 15-32.

В корпусе поплавковой камеры 16 расположены большой диффузор и малый диффузор 27, главный топливный 26 и главный воздушный 24 жиклеры, эмульсионная трубка 21, топливный 25 и воздушный жиклеры системы холостого хода, клапан 5 системы экономайзера и система ускорительного насоса.

Система ускорительного насоса поршневого типа, снабжена игольчатым выпускным 34 и шариковым впускным 20 клапанами. Впрыск топлива осуществляется через распылитель 32, расположенный в крышке.

Привод поршня ускорительного насоса конструктивно объединен с приводом клапана экономайзера и осуществляется от оси 23 дроссельной заслонки 1 карбюратора.

Корпус поплавковой камеры имеет смотровое окно 19, которое служит для наблюдения за работой поплавкового механизма и замера уровня топлива.

Каналы жиклеров снабжены пробками, позволяющими получить доступ к жиклерам без разборки карбюратора.

В воздушном патрубке крышки 11 на оси 9 смонтирована воздушная заслонка 10 с автоматическим воздушным клапаном. Привод заслонки осуществляется рычагом 8 с возвратной пружиной.

В стойках крышки на оси качается поплавок 31. Кронштейн поплавка имеет язычок для регулировки уровня топлива. Второй язычок предназначен для ограничения хода поплавка. Величина хода поплавка должна обеспечивать ход иглы клапана в пределах 2–2,5 мм. Перед топливным клапаном с помощью пробки крепится сетчатый фильтр 30. В крышке, кроме того, расположены балансировочная трубка, распылитель и жиклер системы экономайзера и распылитель системы ускорительного насоса.

В смесительной камере на оси 23 с рычагом 36 расположена дроссельная заслонка 1, переходное отверстие системы холостого хода, регулировочный винт 3 и отверстие под него, отверстие подвода разрежения к вакуум–корректору угла опережения зажигания.

Для обеспечения необходимого протекания процессов в двигателе на всех режимах работы карбюратор имеет следующие дозирующие системы: систему пуска холодного двигателя, систему холостого хода, главную дозирующую систему, систему ускорительного насоса и систему экономайзера.

Система пуска холодного двигателя состоит из воздушной заслонки 10 с предохранительным клапаном 39 (клапан открывается после пуска двигателя и предотвращает излишнее обогащение смеси), рычага 8 привода воздушной заслонки с тягой, соединяющей его через рычаг 37 с приводом дроссельной заслонки.

Система холостого хода состоит из топливного жиклера 25, установленного после главного жиклера 26, воздушного и эмульсионного 4 жиклеров, переходного отверстия и отверстия под регулировочный винт 3 качества смеси холостого хода.

Главная дозирующая система состоит из большого и малого 27 диффузоров, главного топливного 26 и главного воздушного 24 жиклеров, эмульсионной трубки 21 и распылителя, расположенного в малом диффузоре 27.

Для ограничения скорости автомобиля на период обкатки карбюратор К–124 имеет специальный ограничительный винт, ввернутый в рычаг дроссельной заслонки. По окончании обкатки этот винт следует удалить.

Карбюратор имеет следующую тарировку главных дозирующих элементов.

Диаметр диффузора в мм:большого:28,5+0,1
малого:11+0,1
Диаметр смесительной камеры в мм:38+0,05
Пропускная способностьглавного топливного жиклера в см3/мин:370±5
Диаметр главного воздушного жиклера в мм:1+0,06
Пропускная способность топливного жиклера холостого хода в см3/мин:55±1,5
Диаметр жиклера холостого хода в мм:воздушного:1,3+0,06
эмульсионного:1,5+0,06
Диаметр жиклера экономайзера в мм:1,2+0,06
Наружный диаметр эмульсионной трубки в мм:6-0,2
Отверстия в эмульсионной трубке:количество:4
диаметр в мм:1,3+0,06
Диаметр распылителя ускорительного насоса в мм:0,7+0,06
Производительность ускорительного насоса за 10 полных ходов поршня в см3:не менее 5
Диаметр отверстий в смесительной камере в мм:верхнего:2+0,06
нижнего:1,5+0,06

Уход за карбюратором

Для того, чтобы карбюратор длительное время действовал надежно и безотказно, необходимо внимательно следить за его работой во время эксплуатации автомобиля и своевременно проводить техническое обслуживание, которое включает: наружный осмотр с целью удаления грязи и пыли и обнаружения следов подтекания топлива; периодическую чистку и промывку; проверку уровня топлива в поплавковой камере и при необходимости его регулировку (одновременно проверяется герметичность топливного клапана); проверку пропускной способности жиклеров; проверку герметичности клапана экономайзера и регулировку момента его включения; проверку плотности соединений между узлами карбюратора, исправности прокладок, плотности заглушек; проверку зазоров между воздушной и дроссельной заслонками и их корпусами; проверку работы ускорительного насоса; проверку и при необходимости регулировку угла открытия дроссельной заслонки при полностью закрытой воздушной заслонке; регулировку малых чисел оборотов холостого хода двигателя.

Периодическую чистку, промывку карбюратора производят не реже чем через 10 000—12 000 км пробега, а также в том случае, если при эксплуатации наблюдаются повышенный расход топлива, резкое уменьшение мощности на переходных режимах и неустойчивая работа при малом числе оборотов холостого хода двигателя.

Чистке подвергают поплавковую, смесительную и воздушную камеры, диффузоры, воздушные, топливные и эмульсионные жиклеры и каналы в корпусах. Для выполнения этих операций необходимо карбюратор полностью разобрать. Если карбюратор работал на этилированном бензине, то перед началом разборки следует все детали опустить в керосин на 10–20 мин.

После разборки все детали карбюратора должны быть тщательно промыты и очищены от грязи. Промывка производится в неэтилированном бензине или в горячей воде с температурой не ниже 80°С. Чистку каналов и жиклеров надо производить сжатым воздухом после промывки.

Периодически проверяют, соответствуют ли размеры и пропускная способность топливных, воздушных и других калиброванных отверстий указанным выше тарировочным данным. Делается это путем замера их пропускной способности в см3/мин под напором столба воды высотой 1 000±2 мм или измерением калибрами.

Клапан экономайзера должен быть герметичным. Под давлением столба воды высотой 1 000 мм, сжимающего пружину клапана, допускается падение не более четырех капель воды в минуту.

После осмотра, чистки и проверки деталей производят сборку карбюратора. При сборке необходимо:

  • следить за целостью и правильной установкой прокладок;
  • следить за тем, чтобы дроссельные и воздушные заслонки проворачивались совершенно свободно, без заеданий. Дроссельная и воздушная заслонки должны плотно прикрывать каналы. Допускаются зазоры не более 0,06 мм для дроссельной заслонки и 0,2 мм — для воздушной;
  • правильно отрегулировать момент включения клапана экономайзера. Клапан должен полностью включаться при зазоре между планкой привода ускорительного насоса и регулировочной гайкой, равном 1,5–2 мм;
  • все резьбовые соединения затягивать плотно, но без чрезмерного усилия.

Проверку уровня топлива в поплавковой камере производят при работе двигателя на малых числах оборотов холостого хода в течение 5 мин, установив автомобиль на горизонтальную площадку. Уровень топлива должен находиться при этом в пределах, указанных на ободке смотрового окна поплавковой камеры.

Регулировка уровня осуществляется подгибкой язычка кронштейна поплавка. После регулировки уровня необходимо следить, чтобы пружина выступала на 1,0—1,2 мм от торца иглы клапана, что обеспечивает качественную работу клапана, особенно в условиях движения по плохим дорогам. Если уровень топлива не поддается регулировке, то проверяют герметичность поплавка, погружая его в воду с температурой не ниже 80°С. Выход пузырьков воздуха из поплавка при этом не допускается, в противном случае его нужно отремонтировать.

Необходимо также проверить производительность ускорительного насоса, которая должна быть не менее 5 см3 за 10 полных ходов поршня при темпе замера 20 качаний в минуту. Следует иметь в виду, что ускорительный насос карбюратора К-124 регулируемый. Перестановка стопорной шайбы на нижнюю проточку штока увеличивает производительность до 10–12 см3 за 10 ходов поршня. Если производительность насоса меньше заданной, то это значит, что нарушена герметичность клапанов насоса или засорен распылитель. Для устранения дефекта следует промыть и продуть распылитель и седла клапанов.

Начиная регулировку малых оборотов холостого хода, сначала завернуть винт 3 до отказа, однако не слишком туго, а затем отвернуть на 2–2,5 оборота. Смесь при этом будет излишне богатой. Запустить двигатель и установить упорным винтом 38 такое наименьшее открытие дросселя, при котором двигатель работает вполне устойчиво. Затем начать обеднять смесь винтом 3, завертывая этот винт при каждой пробе на 1/4 оборота до тех пор, пока двигатель не начнет работать с явными перебоями из-за излишнего обеднения смеси. После этого обогатить горючую смесь, отвернув регулировочный винт 3 на 0,5 оборота.

Отрегулировав смесь, следует уменьшить число оборотов холостого хода, отвертывая понемногу упорный винт 38 дроссельной заслонки, и установить такие минимальные обороты, при которых двигатель не будет глохнуть после резкого нажатия и отпускания дросселя.

Предыдущий листСледующий лист