GAZ-21.SU — Общесоюзный клуб волговодов


Целесообразность установки на Волгу V8

или Стоит ли косить под ГАЗ-23

Многим волговодам известно о советском «автомобиле Джеймса Бонда», выпускавшемся ограниченным тиражом под индексом ГАЗ-23. Это был спецзаказ КГБ. В народе её называли «догонялка». Внешне она почти ничем не отличалась от серийных ГАЗ-21. Однако при нужде могла хорошо дать гари. В наше время некоторые владельцы ГАЗ-21 задумываются об установке на свой автомобиль V-образного 8-цилиндрового двигателя, чтобы превратить машину в подобие ГАЗ-23 и получить невероятную динамику. Собственно говоря, распространённый в наше время двигатель грузовика ГАЗ-53 и является аналогом мотора от Чайки, которым оснащались ГАЗ-23, и в принципе может быть установлен на ГАЗ-21.

Однако насколько оправдана такая переделка? Если даже не задумываться про расход топлива и проблемы с её регистрацией в ГАИ, то это едва ли целесообразно. Технически основная трудность заключается в достижении правильного распределения веса по осям. Дело в том, что Волга — классический заднеприводный автомобиль. Соответственно в её штатной комплектации с учётом массы и крутящего момента мотора она нормально трогается с места и управляется. Но если установить V8, то картина резко меняется. Передок сильнее прижимается к земле (двигатель тяжелее на целый центнер), а задние колёса чуть что молотят воздух из-за практически удвоившегося крутящего момента. Далее следуют проблемы с ходовой частью. По сути, надо её менять целиком, включая подвеску и тормоза. Мало ведь просто разогнаться с места, надо ещё входить в повороты, не на грани переворота, отрываясь колёсами одного борта от земли, и останавливаться достаточно быстро, без тормозного парашюта. Но и это ещё не всё. Серьёзные задачи требуется решить с трансмиссией. Требуется подобрать коробку передач и задний мост, которые не просто состыкуются с двигателем и станут на машину, а также выдержат удвоенные нагрузки, но и будут иметь оптимальные передаточные числа, чтобы передачи не были сильно «короткими», и при разгоне машина не пробуксовывала, с одной стороны (при слишком высоких передаточных числах), но и не тупила (при заниженных). А это нетривиальная задача, которая сильно усложняется ограниченным выбором комплектующих. Поскольку крутящий момент у такого мотора вдвое больше, чем у родного, задний мост по-хорошему должен иметь передаточное число не 4.55, а не более 3 (в зависимости от передаточных чисел коробки передач, лучше всего от 2.0 до 2.5). Иначе двигатель будет постоянно перекручиваться и его возможности не будут использованы на 100% — а тогда теряется смысл всей затеи. Более того, задние колёса будут хронически буксовать, и ездить придётся, очень нежно касаясь педали газа, или набить багажник балластом, ухудшив и без того не блестящую управляемость. Ради такого ли затевалась эта переделка?

По большому счёту, установка такого мотора на Волгу — серьёзная инженерно-конструкторская задача. Хотя ГАЗ-23 были, надо понимать, что это были не серийные автомобили для повседневной эксплуатации, а спецзаказ. И управлять такими машинами было очень непросто.

Если подходить к этому вопросу правильно, то требуется во-первых удлинить капот машины, чтобы двигатель оказался не на передней оси, а ближе к центру базы. Проще всего сделать это, сместив назад передний ряд сидений и двери (ну а задними придётся уже пожертвовать), превратив машину в купе (что вполне органично в рамках такой переделки). Тогда появится возможность сместить двигатель назад и улучшить распределение массы по осям. Проекция центра масс мотора должна располагаться по возможности посередине базы автомобиля, а при обычной установке она оказывается почти на передней оси. Получится нечто типа такой машины:

Во-вторых, лучше всего использовать трансмиссию и ходовую часть в сборе от определённой машины с двигателем аналогичной мощности. Возможно, от донора есть смысл взять и мотор. Если честно, моторы Чайки и ГАЗ-53 — такой же архаизм, как и мотор ГАЗ-21. Что неудивительно, ведь они создавались в одно время, и мотор Чайки конструктивно представляет собой как бы «спаренный» мотор Волги. Тогда есть шанс, что получится что-то достойное, хотя от Волги там останется лишь кузов, и то местами…

Так что стоит хорошо всё взвесить, если идея воткнуть мотор от газона не даёт вам покоя… ГАЗ-23 у вас всё равно не получится. Лучше уж использовать трёхлитровый мотор либо на базе родного, либо взять его непосредственного потомка УМЗ-421. Его инжекторная версия развивает мощность 115/104 л.с. (брутто/нетто) при моменте 23 кгс·м, что вполне достаточно для Волги и может потребовать разве что замены главной пары в заднем мосту на 3.9. Однако за счёт того, что масса автомобиля при этом не изменится, а развесовка по осям сохранится правильная, ещё неизвестно, какой автомобиль в конечном итоге получится динамичнее — обновлённая Волга или перетяжелённый монстр с V8. Зато при этом расход топлива не изменится, и с регистрацией переделки не будет особых проблем, ну а установка такого мотора на машину — стандартная процедура. Другой ещё более привлекательный перспективный двигатель — УМЗ-249, который представляет собой дальнейш её развитие УМЗ-421, но уже оснащён распредвалом в ГБЦ. Этот мотор, во многом унифицированный с предшественником, уже развивает 150 л.с. и 25 кгс·м, приближаясь по этим параметрам к двигателю ГАЗ-53 при той же массе и посадочных местах, что у ГАЗ-21. К сожалению, он пока мало распространён и дорог. Но в любом случае, едва ли есть смысл ставить на ГАЗ-21 мотор, который по сути такой же морально устаревший, как и её штатный, пусть и вдвое мощнее — если уж ставить другой мотор, то разумно выбрать наилучший вариант, который будет нетрудно установить и зарегистрировать, и который не потребует кардинальной переделки ходовой части.

Игорь Калинин «Штирлиц» 2007.09.17

© GAZ-21.SU 2007