Здесь я приведу практические рекомендации по смазке узлов и агрегатов ГАЗ-21, а также постараюсь рассказать каким смазочным материалам следует отдать предпочтение. Открыв в первый раз "Руководство по уходу автомобиля ГАЗ-21" 58 года издания, и внимательно изучив всё, что касается смазки автомобиля, я понял, что многие смазочные материалоы уже давно не выпускаются промышленностью. Пришлось потратить некоторое время на выяснение какими современными смазками можно заменить те, что применялись 45-лет назад. В итоге вырисовывается очень даже благоприятная картина. На смену целому ряду густых смазок пришли четыре основных универсальных — "Литол-24", "Циатим-201", "ШРУС", "ШРБ-4", "Фиол-1". В настоящее время их можно найти в любом автомагазине. Если Вы только что приобрели ГАЗ-21 и теряетесь в чужих рекомендациях, то вышеперечисленные густые смазки понадобятся в любом случае. Например, "Литол-24" следует применять там, где ранее рекомендовалось применять "Солидол", "УТВ 1-13", ЯНЗ-2. Это универсальная смазка, которой можно смазывать и шприцевать большую часть узлов ГАЗ-21, поэтому лучше взять его побольше. Ниже я приведу перечень густых смазок, рекомендуемых для применения к узлам ГАЗ-21. "ЛИТОЛ-24": а) подшипники ступиц передних колес; б) подшипники водяного насоса; в) вал распределителя зажигания; г) муфта и подшипник выключения сцепления (выжимной); д) шлицы карданного вала (одна пресс-масленка) НЕ ПУТАТЬ С ШАРНИРАМИ :-); е) нижний подшипник валика переключения передач; ж) подшипники полуосей задних колес; з) допускается для шприцевания шарниров передней подвески и рулевых тяг (кроме шкворней). "ЦИАТИМ-201": а) подшипники генератора (можно применять "ЛИТОЛ-24", при этом менять в 2 раза чаще); б) подшипники ступиц передних колес (за неимением "ЛИТОЛ-24", при этом менять в 2 раза чаще). "ШРУС" или "ШРБ-4" — лично я (и не только) рекомендую использовать вместо "ЛИТОЛ-24" для шприцевания шарнирных соединений передней подвески и рулевых тяг (допускается для смазки шкворней, при условии норамльного прохождения смазки). "ФИОЛ-1" или старый "НИГРОЛ" — шкворневые узлы передней подвески, шарниры рулевых тяг. Что из них предпочтительнее не знаю, лично я шприцевал и тем и другим. Результат одинаково хорош, смазка немного жиже, чем "ШРУС" или "ШРБ-4" — руль вращается легче. Единственное, приходится в 2 раза чаще шприцевать, так как такая смазка вымывается и вытесняется гораздо быстрее. В конфе "авто-ретро" рекомендуют для зимы "ФИОЛ-1", т.к. "НИГРОЛ" дубеет на морозе, но я зимой не езжу, поэтому сказать ничего не могу. Скажу лишь одно, не вздумайте шприцевать шкворни используя "ЛИТОЛ-24"! Поскольку это густая смазка, то каналы внутри шкворней забиваются и потом их ничем не пробьешь, шкворень останется без смазки, появится сначала люфт, потом грохот, а потом возникнет необходимость перебора этого узла, а это великий гемор! Проверено на личном опыте. Хотя опыт некоторых волгарей говорит, что Литол-24 недопустим только если в шкворневом узле используются игольчатые подшипники. В подвеске моего автомобиля используются игольчатые подшипники и я их шприцую нигролом. Можно также вместо нигрола использовать трансмиссионное масло, предназначенное для главных передач большегрузных автомобилей вязкостью SAE-140. Это масло погуще гипоидного трансмиссионного масла. Рекомендуют также "ФИОЛ-1" или, на худой конец "ШРУС" или "ШРБ-4". Ещё раз повторюсь, что это справедливо для шкворневых узлов с игольчатыми подшипниками. Если же применяются обычные бронзовые втулки, то ЛИТОЛ-24 применять можно, но зимой всё же применять его не желательно. "ГРАФИТНАЯ СМАЗКА" — используется для смазки рессор. Чем смазывать шарниры? Заголовок Чем смазывать шарниры? Описание Отправил BR Прислал БТ-21Р. Журнал "За рулем" No7, 1969 Смазка ЦИАТИМ-201 (Ц-201) для этого не годится. Из-за очень низкой коллоидной стабильности эта консистентная смазка разделяется в шарнире на две фазы, причем более жидкая выбрасывается из него центробежными силами, а более густая оказывается обогащенной мылами и в значительной мере теряет смазывающие свойства. Под большой нагрузкой эта часть смазки выдавливается из узла трения, и износ его деталей увеличивается. В жаркое время года летучее масло МВП, которое входит в состав Ц-201, испаряется, особенно из тонких слоев смазки, что также ухудшает её качество. Применять другие консистентные смазки в шарнирах карданных валов можно. Автозавод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ) провел длительные испытания различных смазок для этого узла автомобилей и рекомендует для него ЦИАТИМ-202 и Л3-158. Заголовок Масла для ГАЗ-21 Описание Отправил BR И. Юрченко из города Жирновска Волгоградской области спрашивает о том, какие масла возможно заливать в агрегаты трансмиссии “Волги” модели ГАЗ-21. Отвечают специалисты горьковского автозавода. Агрегаты этого автомобиля сконструированы и испытаны в расчете на использование в коробке передач трансмиссионного масла ТАп-15В. которое изготовляют в соответствии с требованиями ГОСТ 23652 — 79, а в редукторе заднего моста — специального масла для гипоидных передач, соответствующего ОСТ-38-01260-82. При отсутствии этих масел и коробку и задний мост можно заправить трансмиссионным маслом ТАД-17B О смазке крестовин Заголовок О смазке крестовин Описание Отправил BR Прислал Александр Баракин, Иркутск Автолюбитель Б. Кажлаев из Баку спрашивает: “Каким маслом или смазкой лучше наполнять подшипники крестовин карданных шарниров “Волги”?” Отвечают специалисты Управления конструкторских и экспериментальных работ горьковского автозавода. В карданных валах автомобилей ГАЗ—21, ГАЗ—24 и других машин горьковского автозавода использованы шарниры с проточной системой смазки. При сборке на заводе каждый подшипник крестовины наполняют до середины — по высоте иголок маслом МС-20 или МК-22. Этого запаса при надлежащей герметичности шарниров хватает на весь период обкатки узла, длящийся около 10 тысяч километров. После этого пробега допустимо смазывать узел и другими жидкими трансмиссионными автомобильными маслами. Периодичность пополнения смазки — 10 тысяч километров. Нагнетают масло в шарнир через масленку. Если на крестовине кроме масленки есть еще и клапан, то масло нагнетают плавно до выхода его из клапана. В том случае, когда на машине стоят крестовины без клапанов, масло нагнетают энергично до выхода его через все четыре уплотнения подшипников. Бывает, что на новых шарнирах масло не выходит через уплотнения, тогда смазывание откладывают до пробега 20 — 25 тысяч, а впоследствии повторяют его через 10—12 тысяч километров. По данным заводских исследований, применение солидолов для смазки подшипников приводит к образованию сгустков и пробок в каналах крестовин. Разовое заполнение подшипников смазкой No158 не обеспечивает достаточной долговечности шарниров и поэтому не рекомендуется. Как исключение, консистентные смазки можно применять для заполнения карданных шарниров с сильно изношенными уплотнениями, не удерживающими в течение 10 тысяч километров жидкое масло. Но долговечность таких шарниров будет значительно ниже, чем у герметичных, заполненных трансмиссионным маслом. При замене крестовины новые подшипники следует тщательно отмыть от консервацноняой смазки и заполнить маслом как при заводской сборке. Журнал "За рулем"No9, 1981 г.