GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Причины тряски двигателя на холостом ходу

К сожалению, двигатели ГАЗ-21, а также их потомки УАЗ и ГАЗ-24 не отличаются стабильностью холостого хода. Пропуски на холостом ходу («троение») очень неприятны и создают ощущение неисправной машины. При этом разбиваются подушки двигателя (хотя порой мотор трясёт как раз из-за порваных подушек), вредные вибрации передаются на кузов, действуя на нервы пассажирам и вызывая усталостные трещины в кузове. Самое неприятное — мотор чуть что глохнет.

Причины у этого неприятного явления самые разнообразные, и однозначного решения проблемы не существует. Вопреки распространённому мнению, балансировка КШМ тут играет очень маленькую (если какую-либо вообще) роль. Попробуем рассмотреть все варианты и пути решения проблемы.

непосредственная причинапредпосылкаспособы устранения
порванные или слишком жёсткие подушки двигателядавно не менялисьзаменить на подушки ГАЗ-3110
неправильные зазоры в клапанахдавно не регулировались или есть выработка на коромыслахпроверить состояние коромысел и отрегулировать клапана
загрязнённые свечи
(покрытые нагаром или ферроценами
длительная работа на малых оборотах, особенно в городских условияхпроехаться по трассе со скорость 90-100 км/ч в течении получаса
несоответствие калильного числа двигателюзаменить на более подходящие свечи*
некачественный бензинсменить свечи и заправку
негерметичность впускного тракта
(подсос воздуха)
негерметичность прокладки коллекторапротянуть коллектор, заменить прокладку, в крайнем случае — снять головку и отшлифовать плоскость разъёма
разрыв трубки вакуум-корректора на трамблёре, вакуумного усилителя тормозов, эконометра или малой ветви вентиляции (на моторах с закрытой вентиляцией картера и крышкой коромысел от ЗМЗ-402)**заменить трубку
изношенная ось дроссельной заслонки карбюратора с большими люфтами, через которые проходит воздухзаменить нижнюю часть карбюратора или карбюратор в сборе
неудовлетворительная работа карбюраторазабит жиклёр холостого хода или другой каналразобрать карбюратор, продуть все отверстия, каналы и жиклёры
на карбюраторах с АСХХ (К-131, 151, ДААЗ-2107) нарушено положение дроссельной заслонки — она слегка приоткрыта при отпущенной педали газаотрегулировать положение упорным винтом и зафиксировать его ***
плохая компрессия с большим разбросом по цилиндрпрогар поршней или клапановпровести капитальный ремонт двигателя
низкая рабочая температура двигателяотсутствующий или вышедший из строя термостатзаменить (установить) термостат с температурой не менее 80°
недостаточно мощная искраштатная система зажиганияустановить бесконтактное зажигание или же электронный блок, усиливающий искру на штатном
слишком раннее зажиганиезамена КСЗ на БСЗоткорректировать УОЗ
бракованный коммутатор****запчасти из непроверенных источниковзаменить на оригинальный
неисправности в трамблёреплохие контактыперебрать трамблёр, прозвонить все контакты

Примечания.
* Обратите внимание, что хотя для 76 бензина рекомендуются свечи А14 (или аналоги), а для 93 — А17, это больше касается машин, которые в основном работают на больших оборотах (ездят по трассе). Если же вы ездите по городу, и делаете это аккуратно и не спеша, или много стоите в пробках, то эти свечи для вас окажутся сильно холодными, и рекомендуется перейти на А11 и А14 соответственно.
** Перечисленные варианты, кроме первого, относятся к тем или иным образом модернизированным автомобилям (не оригиналам)
*** Этот винт с завода идёт запломбированным, и трогать его нельзя. Обороты холостого хода на таких карбюраторах регулируются двумя специальными винтами — качества и количества (в основном последним). Некоторые «продвинутые специалисты» суются с отвёрткой к упорному винту дроссельной заслонки, сбивая заводскую регулировку, восстановить которую потом трудно. Если у вас карбюратор с АСХХ, никого не подпускайте к этому винту! Более того, залейте его дополнительно краской или герметиком, чтобы он не вывинтился (такое, увы, бывает, несмотря на заводскую пломбировку).
**** Это относится к модернизированным автомобилям с бесконтактной системой зажигания. В штатном варианте никаких коммутаторов нет.

Что же касается случаев полного исчезновения холостого хода, то, как правило, в этом «виноват» карбюратор — если жиклёр холостого хода чем-то забит. Обязательно ставьте топливный фильтр и не забывайте его иногда менять. Также холостой ход может исчезнуть на системе ЭПХХ при её неисправности. Наконец, в случае подсоса воздуха во впускной тракт в слишком большом количестве холостой ход также исчезает как класс.

Игорь Калинин «Штирлиц» 2008.01.27

© GAZ21.SU 2008