Надежный инструмент для удаления вмятин без покраски продается в нашей компании. . ремонт автомат коробка передач

GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Установка коробки передач от современных Волг

Штатная коробка передач ГАЗ-21 имеет три передачи переднего хода, причём первая несинхронизированная. Некоторые владельцы ГАЗ-21 стремятся установить коробку передач от ГАЗ-24, а кто-то мечтает о «пятиступке». Однако прежде чем приступить к её поискам, следует определиться, есть ли в этом смысл. Для начала не помешает проанализировать передаточные числа трансмиссии:

Параметры КППГАЗ-21ГАЗ-24ГАЗ-3110ГАЗ-31105ГАЗель-2705
масса, кг26.525323232
I передача3.115*3.5003.6103.7864.050
II передача1.7722.2602.1882.1882.340
III передача1.0001.4501.3041.3041.395
IV передача-1.0001.0001.0001.000
V передача--0.7940.7940.849
ЗХ (реверс)3.740*3.540*3.2803.2803.510
ГП (задний мост)4.5564.1003.9003.5805.125
Примечание: "*" — передача не синхронизирована.

Рассмотрим, к примеру, ГАЗ-24. Видно, что первая передача, и без того достаточно тяговитая у ГАЗ-21, станет совсем «тракторной». Если даже на ГАЗ-21 можно трогаться со второй передачи, если только не в горку, то с коробкой от ГАЗ-24 про первую вообще можно будет забыть. То есть коробка по сути останется трёхступенчатая. Последняя передача в обеих коробках прямая, вопреки распространённому заблуждению, и установка четырёхступенчатой коробки не даёт никакой экономии топлива, как кажется некоторым. Вообще, смысл в установке такой коробки передач есть только при замене заднего моста, вернее, главной пары на ГАЗ-24. Ведь трансмиссия каждого автомобиля рассчитывается в сборе, с учётом массы автомобиля и характеристик двигателя. Поскольку эти два параметра в принципе аналогичны у ГАЗ-21 и ГАЗ-24, можно использовать трансмиссию целиком. Но не по отдельности.

Единственное неоспоримое преимущество у 4- и 5-ступенчатых коробок — наличие синхронизаторов на всех передачах переднего хода (у 5-ступок и на заднем), что избавляет от неприятного скрежета, характерного при включении первой передачи на ГАЗ-21. Если же говорить про более динамичный разгон, который возможен с более плавным изменением передаточных чисел, что позволяет наиболее полно использовать крутящий момент двигателя, то это преимущество в значительной степени нивелируется эластичным двигателем ГАЗ-21, у которого крутящий момент не так резко меняется при разных оборотах, как у других моторов, а также «компенсируется» неудобством необходимости более частого переключения передач в городских условиях. Таким образом, уверенных и убедительных преимуществ у коробки передач ГАЗ-24 перед штатной коробкой передач ГАЗ-21 нет. Несинхронизированность первой передачи не смертельна.

Если же говорить про недостатки, то к ним, помимо понятных сложностей в установке, можно отнести потерю переключения передач на руле и меньшую надёжность и большую дороговизну. Штатные коробки практически неубиваемы (достаточно сказать, что они использовались на ЗИМе, двигатель которого мощнее волговского), очень просты по конструкции и легки в ремонте. При этом они не являются дефицитом и стоят очень дёшево, даже новые. Вполне реально купить новую трёхступенчатую коробку за 300-400 гривен, в то время как новые пятиступенчатые — в десять раз дороже (!!). К тому же они чаще «летят», передачи начинают противно звенеть на скорости или выбивать. Ремонт их — не такое простое и дешёвое занятие, как с трёхступками.

Наличие ручки передач на рулевой колонке — важная деталь. Это и оригинал, и шарм 1960-х, и просто удобство переключения, почти не отрывая руки от рулевого колеса, а также возможность легко раскладывать сиденья. Если же вам всё-таки по душе напольная кочерга (о вкусах не спорят) — достаточно поменять крышку коробки передач на соответствующую от ГАЗ-69, проделав отверстие в кожухе коробки передач. Всю коробку менять нет нужды.

Если же вы всё-таки хотите поставить себе именно четырёхступенчатую коробку передач от ГАЗ-24 или пятиступенчатую от ГАЗ-3110, то вам придётся вместе с ней искать и карданный вал и, как указывалось выше, главную пару. Лучше всего 3.9. Однако и тут надо помнить, что родная главная передача гораздо надёжнее современных, и как правило, не требует ни ремонта, ни регулировки на протяжении всего срока эксплутации Волги, который нередко доходит до полувека. Современные главные передачи отнюдь не такие неубиваемые, а их регулировка не в заводских условиях вообще мало кому по силам.

Для установки коробки делается переходная план-шайба, поднимается и переваривается кожух кузова над коробкой. Карданный вал обрезается и переваривается до величины 1205 мм по центру чашек, балансируется. Под траверсу (поперечину), на которую опирается коробка подушкой, подвариваются уголки. Задний мост можно оставить свой, заменив в нём лишь главную пару.

Желательно при этом форсировать двигатель, как минимум подняв его мощность до уровня ЗМЗ-24 путём установки двухкамерного карбюратора и современного распредвала, а также увеличением степени сжатия под 93 бензин, так как штатный двигатель может оказаться слабоват для новой трансмиссии.

Бюджет такой затеи подбирается под тысячу долларов, не считая двигателя. Плюсы:

  • некоторая экономия бензина на трассе (однако рассчитывать, что эта экономия позволит окупить всю переделку в обозримом будущем наивно — для этого надо проехать не один десяток мегаметров, причём по трассе);
  • снижение нагрузки на двигатель — он будет меньше «перекручиваться»;
  • несколько улучшенная динамика разгона и удобство переключения благодаря синхронизаторам на всех передачах и более плавному понижению общего передаточного числа при переходе на высшие передачи;
  • повышение максимальной скорости (однако Волга в силу её высоты и конструкции шасси не приспособлена для скоростей выше 140);
  • некоторое повышение текущей рыночной стоимости вашего автомобиля в случае продажи (но всё равно не на вложенную сумму), а также вашего престижа в глазах любителей современных автомобилей.

К минусам можно отнести следующее:

  • дороговизна и сложность переделки (требуется провести серьёзный квалифицированный комплекс работ, включающий стыковку с двигателем, резку кузова и кардана с его балансировкой, переборку заднего моста — бюджет такой переделки может превысить сумму, за которую вы приобрели всю свою машину);
  • пониженное, по сравнению с оригиналом, качество и надёжность коробок и мостов и трудность ремонта;
  • необходимость чаще переключать передачи в городе, постоянно отрывая руку от руля;
  • неудобство при раскладывании сидений (ручка мешает, её приходится вынимать для полной раскладки);
  • неправильные показания спидометра и одометра;
  • существенный отход от оригинала, что уменьшает ценность вашей машины в перспективе и роняет ваш престиж в глазах ценителей оригинала.

Видно, что целесообразность подобной переделки невысока.

Игорь Калинин «Штирлиц» 2007.12.09

© GAZ21.SU 2007