|
Дорогая ли машина Волга М-21?
Что вы думаете, когда видите ГАЗ-21 в приличном состоянии? Вызывает ли она ассоциации с отсутствием средств на что-либо современное, вынужденной езде на дедушкином наследстве, или же, наоборот, на память приходят экстравагантные миллионеры, коллекционирующие старинные машины? Считаете ли вы, что эта машина от бедности и для бедных, или же напротив, её могут себе позволить только богатые люди?
Истина, как водится, где-то посередине. Разумеется, если отбросить не так уж и часто, в принципе, встречающиеся варианты старичков, которые ездят на той же машине, которую купили ещё во времена СССР, и рассмотреть экземпляры в приличном состоянии с относительно молодым водителем. Тогда мы увидим, что немало владельцев этой машины ездят на ней не из-за бедности, но и не из-за богатства и желания обладать эксклюзивом.
Дело в том, что это, как ни странно, весьма демократичный и универсальный автомобиль. Он может выступать как в роли рабочей лошадки, так и коллекционного экземпляра, и соответственно расходы на него разные. Всё-таки приходится признать, что это автомобиль не для самых бедных. Хотя бы потому что он большой, и его эксплуатационные расходы ощутимы по сравнению с бюджетными вариантами типа Жигули. Это и расход топлива, и 15-дюймовые шины, которые заметно дороже 13-дюймовых, и техосмотр и страховка, ощутимо более дорогие, чем у малолитражек. А также запчасти, которые зачастую трудно достать, и стоят они подороже, чем на те же Жигули, которые продаются на любом лотке, порой по цене пятачок за пучок. Ремонт этой машины сложнее, чем малолитражек, мало кто за него берётся, в итоге приходится платить дороже или делать самому. Например, пухлые формы кузова сложнее для покраски, чем плоские поверхности большинства современных автомобилей. Хромированные детали очень дефицитны и дороги. В конечном итоге человек, у которого мало денег, скорее избавится от Волги в пользу Жигулей, Москвича или старенького «японца».
Кстати, по поводу расхода топлива: тем, кто убеждён, что Волга много «жрёт», рекомендую перестать проводить неуместные аналогии с малолитражками и ознакомиться с аппетитами современных автомобилей-одноклассников. Вот, к примеру, данные в сравнении с Тойотой-Камри и Ниссаном-Теана. Оговоримся, что речь идёт о Волге, переделанной под 92-95 бензин путём уменьшения высоты головки блока цилиндров, и на современных радиальных шинах, так как использование штатных диагональных шин добавляет 1…2 литра на каждую сотню. Если говорить про машину в полном оригинале, то сравнение будет не вполне корректное, так в наше время просто не существует бензина А-72, который использовался в Волге, а «родные» шины надо ещё постараться найти. Видно, что эти два автомобиля очень близки к Волге по массе, габаритам и рабочему объёму двигателя, однако расход топлива у них не намного меньше. Как в городском цикле, так и вообще особой разницы нет, особенно если ездить неагрессивно. Причём трассовый расход Волги указан для крейсерской скорости 100 км/ч (напомним, что для большинства дорог в Украине ограничение скорости 90 км/ч); если ехать 70, то можно, в принципе, уложиться и в те же 8 литров, что у Камри. Таким образом, высокий расход топлива Волги в основном обусловлен её классом, а не конструкцией. Причём если установить ГБО, то это обойдётся намного дешевле, чем для современных машин, так как для Волги используется ГБО 2-го поколения, наиболее дешёвое, простое и безопасное в установке и использовании, соответственно точка окупаемости наступит довольно быстро, и можно будет наслаждаться ездой по ценам километра, сопоставимым с автомобилями классом ниже (например, Тойота-Королла).
Все эти трудности не являются непреодолимыми для истинных ценителей ретроавтомобилей, готовых к затратам, необходимым для получения подлинной жемчужины в свою коллекцию. Затраты, к слову, могут оказаться весьма ощутимыми. Так, новые бампера могут обойтись в $500, а то и $1000 за штуку. И это самые крупные, но всё же далеко не единственные хромированные детали. А хром с годами портится от атмосферных воздействий, поэтому требуется либо искать не бывшие в употреблении запчасти, которых, понятно, за 40 лет сохранилось крайне мало, либо заказывать реставрацию, которая очень трудоёмка и выполняется буквально несколькими предприятиями, порой даже за границей. В обоих случаях это выливается в круглые суммы. Пластмассовые детали салона также с годами разрушаются, найти новые ещё сложнее. Современные производители берут весьма дорого, так как производство очень малосерийное. Некоторые запчасти, например, шины приходится выписывать… из США, где до сих пор выпускают такие шины и прочие запчасти для старинных автомобилей. О том, во что они обходятся, лучше не знать. По секрету скажем, что шины для самых дорогих современных машин дешевле. В итоге себестоимость восстановления Волги выливается в 10-20 тысяч долларов, а продаются такие (идеально восстановленные) машины ещё дороже, за 15, 40 и даже 50 тысяч.
Но с другой стороны, если пользоваться Волгой просто как средством передвижения и не ставить задачей сделать из неё коллекционный экземпляр, сверкающий новеньким хромом и могущий похвастать полностью штатными узлами и деталями по кругу, эта машина таки оказывается скорее средством передвижения, чем роскошью, как большинство новых автомобилей того же класса (размеров, массы, объёма двигателя). Цены на запчасти в разы, а то и на порядок ниже, чем для иномарок. Техобслуживание не подразумевает замены дорогих расходников и в основном сводится к смазке и проверке отсутствия критического износа и надёжности закрепления деталей.
Более того, Волга, как ни странно, самый дешёвый автомобиль в своём классе. Если исключить из рассмотрения малолитражные автомобили, сравнение с которыми некорректно, и взять автомобили аналогичных размеров (длина около 5 метров, собственная масса около 1.5 тонн, объём двигателя 2-3 литра), то дешевле и выгоднее машины не найти. И упоминавшиеся выше десятки тысяч долларов тут уже совершенно не важны. Всё гораздо проще и дешевле.
Итак, рассмотрим ситуацию, сложившуюся на данный момент в Украине. А она такова, что Волгу в приличном состоянии, на ходу и без особых проблем можно приобрести за смешные, по сравнению с ценами на большинство остальных автомобилей, деньги. Буквально за одну-две тысячи долларов. И ездить себе, и горя не знать, как говорится.
Но допустим, взять машину без особых проблем за такие деньги, да ещё и более чем 40-летнюю (15 июля 2010 года исполнилось ровно 40 лет с окончания выпуска ГАЗ-21 и её модификаций, так что Волг моложе 40 лет не осталось в природе), нереально. Что ж. Давайте будем предполагать, что нас интересуют лишь две вещи: кузов и документы. То есть машина должна быть не «гнилая», т.е. не проржавевшая насквозь, на кузове должны быть номера, хозяин и техпаспорт должны быть в наличии и добром здравии. Последние три условия необходимы для успешного оформления автомобиля в вашу собственность. Надо признать, что этот шаг один из наиболее затратных в процессе приобретения этого автомобиля (а как обстоит дело с другими?). Впрочем, переоформлять машину сразу на себя не стоит. Лучше вначале оформить доверенность на пару лет.
Что касается стоимости самого автомобиля, то можно допустить, что за него вы отдадите 1500 уставших ежей, с учётом стоимости доверенности и прочих расходов (бензина). Да, примерно такие сейчас цены (реальные, после торга, так как «хотелки» могут начинаться и с 3-4 тысяч, реалисты называют две, а «взять» всё-таки можно дешевле. Порой даже дешевле 1000 долларов.
Итак, допустим, дело сделано, машина оформлена на вас, и серьёзных сварочных работ не требуется. Задача следующая: привести автомобиль в полный порядок, немного доработать (модернизировать) для современных условий. Приступим…
Первое, что следует сделать — «перетряхнуть» мотор. Даже если по словам продавца он только что прошёл обкатку. Дело в том, что неизвестно, как его ремонтировали. Это очень выносливый и неприхотливый мотор, прощающий многое. Но лучше быть во всём уверенным, да и просто начать отсчёт с нуля. Заодно произвести некоторые мелкие, но важные модернизации и усовершенствования. Так вот, капитальный ремонт двигателя ГАЗ-21 обойдётся вам в районе $400 всего. Конечно, многое зависит от местности, где вы будете это делать (цены сильно колеблются по Украине) и от личности того, кто будет это делать.
После капремонта есть смысл сразу поставить новый карбюратор ($120) и электронное зажигание ($80).
Тормозам требуется ревизия и модернизация. Это может отнять около $100.
Затем идёт подвеска. Переборка передней подвески обходится в районе $200.
Новые современные радиальные бескамерные шины будут стоить около $500.
Реставрация дисков (прокатка, пескоструй, покраска) около $100.
Трансмиссия, как правило, не требует особого внимания. Эта система в Волге вызывает меньше всего вопросов. В крайнем случае, купить новую коробку передач или карданный вал можно сравнительно недорого (до $200).
Установка центрального замка и сигнализации — $200.
На покраску и поварку должно хватить $1500. Смотря, конечно, где и как.
Полная реставрация салона (перетяжка и ремонт каркаса сидений, напольное покрытие, потолок и пр. детали) может стоить до $1000. Хотя можно обойтись только сиденьями и существенно сэкономить.
Как завершающий штрих, можно выделить $500 на новые или приличные хромированные детали (бампера, колпаки колёс), так как наверняка что-то на купленной машине будет в плачевном состоянии. Хотя ставить задачу, чтобы весь хром был новеньким, смысла нет.
В процессе ремонтов могут возникнуть различные вопросы, не входящие в список выше — модернизации, срочные ремонты итп. Выделите на это дело ещё несколько сотен у.е.
Под конец можно переоформить автомобиль в свою собственность. Это обойдётся около $500.
Подводим итог. Мы получили автомобиль среднего класса в отличном состоянии, практически как новый, и обошлось это в 7 тысяч у.е. (а может, и меньше). Какую ещё машину (кроме малолитражек) можно купить в таком же состоянии (отремонтированную) за такие деньги? И будет ли она такой же выносливой, недорогой в эксплуатации и, главное, нестареющей, как Волга?
Причём вы можете намного уменьшить эту сумму, если будете действовать не спеша, тщательно собирать информацию и исследовать все вопросы. Что-то делать самостоятельно. Советоваться с коллегами-волговодами (для чего в Украине есть целый клуб с интернет-форумом, на котором общаются около шестисот человек в основном из Украины). Обратите внимание, что некоторые ремонтные работы можно выполнить в провинции значительно дешевле, чем в крупных городах, особенно Одессе, Киеве, Днепропетровске, Харькове итп. Запчасти также можно найти очень дёшево там же.
Но и это ещё не все. Как можно заметить, эта сумма не только может быть значительно меньше, но и взносится она не вся целиком, а словно в рассрочку. Как будто бы в кредит, но есть два огромных отличия: вам не начисляются никакие проценты на этот кредит, и выплачивать вы можете не по графику, а как вам угодно, без штрафных санкций и угроз. Можете вообще в любой момент всё заморозить на неопределённый срок, хотя это не значит, что вы не сможете при этом пользоваться автомобилем: если удалось решить основные вопросы (двигатель итп), и машина на ходу, то катайтесь себе на здоровье. Пусть салон при этом будет не самый красивый и ЛКП не блещет в буквальном смысле слова, но на скорость-то это не влияет. А как поправятся дела, можно продолжить.
Чтобы окончательно убедить, поделюсь собственным опытом. Первую свою Волгу я приобрёл в ноябре 2003 года за 1400 у.е. в хорошем состоянии. За последние 6 лет мои полные затраты на неё, включая абсолютно всё, кроме бензина, составили около 12 тысяч у.е. Много ли это или нет? Судите сами, но я должен признаться, что это была моя первая машина, до того у меня не было практически никакого опыта, если не считать подростковые увлечения. То есть очень много дров (вернее, металла), я наломал по неопытности. Впридачу я не технарь по образованию. Физик и лингвист, то есть навыки работы с механизмами у меня если и есть,то скорее генетические (дед был танкистом в войну), чем практические (ну, в школе на УПК был на авторемонтном заводе несколько раз). В семье никогда не было машин. Но самое страшное, ещё с детства я разбирал на мелкие кусочки все игрушки, которые мне покупали, и не всегда собирал обратно. Разумеется, Волгу постигла та же участь. В ней осталось не много узлов, которые я ещё не разбирал, зачастую без особой нужды. А так как по сути я экспериментатор, то Волга оказалась для меня отличным полем деятельности. К сожалению, отсутствие инженерного образования (ТММ, сопромат и пр.) привело к тому, что многие мои эксперименты оканчивались неудачно. Так, двигателей я уже поменял 4 штуки. Впрочем, на данный момент мой первый автомобиль в полном порядке, сверкает свежей краской и хромом, из салона не хочется выходить… Из реальных нужд зреет разве что замена просевших рессор. Наконец, добавлю, что эту машину я очень люблю и денег на неё никогда не жалел, стремясь дать ей самое лучшее. Так, недавно я приобрёл систему Вебасто, кто в курсе — знает, что это такое и сколько стоит. Надо ли говорить, что это всё в совокупности привело к немалым издержкам. И сейчас, с высоты опыта я вижу, что как минимум половины затрат можно было бы избежать с тем же результатом.
Собственно говоря, чтобы наглядно доказать суть этой статьи, я купил в 2009 г. ещё одну Волгу за 600 долларов по бессрочной генеральной доверенности. На ходу (спокойно доехал на ней после покупки из Херсона), в приличном внешнем состоянии (срочной покраски не требует). Проблем было три. Салон, передняя подвеска и шины. Сразу после покупки я откапиталил мотор из профилактических соображений (не потому что он этого срочно требовал, а чтобы сразу решить этот вопрос и больше к нему не возвращаться) и купил новый карбюратор (из тех же соображений). Зажигание уже стояло бесконтактное, что сэкономило приличную сумму. В 2010 г. было установлено ГБО за 2800 грн и куплены шины (б/у, но в хорошем состоянии) за 240 у.е. Из мелкого — установлены задние амортизаторы (отсутствовали вместе с кронштейнами), налажена работа обогревателя (не было даже включателя), освещение в салоне, под капотом и в багажнике; заменены фары (купленные на распродаже за 20 гривен светят на удивление отлично, не хуже фирменных Wesem), подлокотники дверей. В 2011 г. была выполнена замена передней балки, на которой собрали новую подвеску, и обошлось это в 2500 грн, считая детали. На данный момент совокупные затраты на этот автомобиль, за исключением эксплуатационных (ГСМ, стоянка, техосмотр и т.п.) составили около 2200 у.е. В дальнейшем, кроме перетяжки салона и вероятного переоформления в свою собственность (чего я буду избегать, так как это дико и необоснованно дорого), я не вижу перспектив ощутимых трат. В основном мелочи: требуется заменить переднее стекло, которое сильно исцарапано, пару стеклоподъёмников, сшить временные чехлы на сиденья. Думаю, в 2500 у.е.в целом уложусь — а в эту сумму входит всё, кроме эксплуатационных затрат, т.е. и деньги, уплаченные за сам автомобиль при покупке, и стоимость доверенности, и ремонт, и запчасти. Тем временем я пользуюсь этим автомобилем при необходимости без особых затруднений. Несмотря на свой непрезентабельный вид, особенно в салоне, он вполне на ходу и даже не имеет особых проблем. Когда ещё ездил на бензине, расход по трассе, если не сильно спешить, укладывался в 8.5-9 литров. На газу получается по деньгам в полтора раза дешевле в итоге.
Так что Волга может быть и дорогим, и дешёвым автомобилем. Выбирайте сами. Что же касается вопроса, устарела ли она на сегодняшний день и уступает ли современным автомобилям настолько, что её нельзя рассматривать в качестве средства передвижения, это спорный вопрос и тема для отдельной статьи. Здесь лишь упомяну, что в среде её любителей два лагеря. Одни приверженцы современных автомобилей, ими и пользуются в качестве средства передвижения, а Волгу держат как коллекционный экземпляр, предмет гордости, машину для редких выездов, «для души» итп, а на каждый день считают её несовременной, неудобной итп. У других Волга совмещает и то, и другое, и недостатки Волги, на которые указывают первые, не мешают им активно и успешно эксплуатировать её в любых условиях для самых разных целей, от личного транспорта для коротких поездок до дальнобоя и даже такси. К какому лагерю примкнуть, каждый решает сам, но если есть большой опыт езды на других автомобилях, больше шансов попасть в первый. Вначале бросаются в глаза отличия от современных машин: отсутствие усилителей и электроники, меньшая резвость, крупные габариты. Но если проездить на ней несколько лет, потом наоборот, в современных машинах чувствуешь себя неуютно: низкая посадка, чувствительная ходовая, тесный салон. В общем, это дело привычки. Хорошей иллюстрацией служит подпись на форуме одного из волговодов со стажем (которую я вполне мог быть взять и себе): «Всегда с Волгой! Покатался на иномарке пару мес. Ужас как неудобно!»
Игорь Калинин «Штирлиц» 2010.03.19, 2011.03.27
© GAZ-21.SU 2010-2011
|